поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

Семь Верст: тест автомобиля "Марш-2"

МАРШ "НАДЕЖДЫ"

Кто ездил на вездеходе, тот поймет, какое это удовольствие - ехать куда глаза глядят. У меня такое чувство вседозволенности возникало в хороший день на горных лыжах, когда как будто сам воздух тебя поддерживает и ты позволяешь себе проходить спуск с любой скоростью, но тем больнее падение. На тесте нового болотохода Бронто 1922-10 "Марш-2" мы не смогли предложить ему невыполнимые условия, и на импровизированной трассе триала на Васильевских озерах царила эйфория от внедорожных способностей вездехода.

Пользуясь благоприятным местонахождением нашей редакции в столице российского автопрома, о грядущей новинке Московского автосалона - новом болотоходе "Марш-2" с кузовом от минивэна ВАЗ-2120 - мы узнали раньше других автомобильных СМИ, вот только попробовать его в деле все никак не представлялось возможным. Очень хотелось испытать новинку в родной стихии, в карьере, среди оврагов на пересеченной местности и, конечно же, на воде. Тест откладывался из-за участия автомобиля на автосалонах, где "Марш-2" выступал шоу-стоппером. Конец ноября обозначил не только конец светского сезона с окончанием питерского автосалона, но и наступление тяжелого бездорожья. Лучше времени для проверки проходимости, чем в сезонную распутицу, и не придумаешь, и пока редкий образец не ушел к покупателю, мы поехали на тест.

Марш "Нивы"

Идея создать небольшой вездеход на узлах и элементах серийных автомобилей родилась на Волжском автозаводе в 1994 году. К ней подтолкнула совместная работа с фирмой "Трэкол" по шестиколесному болотоходу на шинах с низким удельным давлением на грунт. Автором идеи вазовского болотохода стал Петр Михайлович Прусов - конструктор "Нивы" стремился до конца реализовать заложенный в удачном автомобиле потенциал. Четырехколесный вездеход на базе "Нивы" удалось построить в кратчайшие сроки, и уже на Московском автосалоне 1995 года впервые был представлен автомобиль ВАЗ-1922 "Марш". На эту работу ушло в общей сложности 7 месяцев. Как признаются создатели, автомобиль создавался не с нуля, при работе использовались не только наработки фирмы "Бронто", но и опыт фирмы "Трэкол", послуживший вводной информацией, которую пришлось приложить к новому устройству.
Уже через год провели модернизацию, конструкторы были вынуждены уйти от первоначальной концепции с использованием силового агрегата ВАЗ-2108 с поперечным расположением и перешли на классическую "нивовскую" компоновку трансмиссии на том же кузове. Причин для переделки было несколько, главной из которых явилась ненадежность узлов трансмиссии. Из-за перегруженности карданных передач, раздаточной коробки и неработоспособности проставок на заднем мосту (которые применялись для увеличения колеи) постоянно происходили поломки валов в раздаточной коробке и карданных передач, к тому же очень трудоемкой была доработка силового агрегата по механизму переключения передач - в классической схеме все встало на свои места. После этого проект продвигался нормально, конструкция продолжала постепенно совершенствоваться в интересах функциональности и снижения себестоимости. Не всегда эти интересы совпадали, и приходилось отказываться от весьма удобных вещей. Так, в угоду удешевлению на смену удлиненному кузову от "Форы" в 1998 году пришла стандартная "нивовская" кабина. Автомобиль обрел саморегулирующиеся тормозные механизмы, добавлялись сиденья сзади, дополнительные баки, лебедки, люки, буксирные устройства - настоящая позаказная сборка. В максимальной комплектации первый "Марш" имеет кулачковые самоблокирующиеся дифференциалы в мостах, гидроусилитель руля, 4 топливных бака (140 литров), дополнительный отопитель салона и лебедки. Первых "Маршей" на данный момент выпущено уже около 400 штук.

Новый "Марш"

Установка кузова минивэна ВАЗ- 2120 на "Марше" явилась планомерным развитием событий. Сам минивэн построен на узлах и элементах "Нивы", поэтому объем доводки был меньшим, чем на любом другом кузове. К тому же недавно минивэн сам прошел модернизацию, и теперь производство кузовов ВАЗ-2120 в опытно-промышленном производстве идет по серийной технологии, а значит, повышается качество и снижается стоимость. Сам же кузов минивэна, получившего в народе имя "Надежда", заметно более просторен и комфортабелен.
Трансмиссия первых "Маршей" была сборной из комплектующих "Нивы" и "УАЗа". На участке от двигателя до раздаточной коробки ставились детали с маркировкой "ВАЗ", а дальше к колесам - "УАЗ". Сейчас такого четкого разделения уже нет. И на первом, и на втором "Марше" нашли применение узлы "ГАЗ" и "Шевроле Нивы". Промежуточная карданная передача (от коробки передач до "раздатки") и третья опора для РКП от "Шевроле Нивы" дали возможность перейти на несколько типов двигателей: ВАЗ, УЗАМ и ЗМЗ.
По словам разработчиков, автомобиль для бездорожья "Марш" теперь выполняет практически все требования, предъявляемые к легковым автомобилям по безопасности. Это относится и к токсичности, и к шумам, и к тормозам.
Большой салон позволил заложить возможности различного исполнения по перевозке грузов, пассажирского с двумя рядами сидений, грузового фургона и промежуточного грузопассажирского с трансформируемыми задними диванчиками без спинок, расположенными вдоль бортов. Установка нового кузова потребовала удлинения колесной базы до 180 мм, что не могло не пойти на пользу машине. Автомобиль, несмотря на некоторое утяжеление, получился более устойчивым и симпатичным, но самое интересное, что новый кузов очень гармонично вписался в концепцию автомобиля. Узлы трансмиссии практически не измененились, за исключением длины промежуточных карданных валов. Остальные узлы - прежние, изменилось лишь их расположение относительно кузова.
С постановкой на производство нового "Марша" возникает вопрос о целесообразности выпуска старого, единственным плюсом которого является цена. Вполне возможно, что покупателям пока останутся доступны оба варианта.

Навстречу приключениям

Впервые внимательно рассмотреть машину удалось во дворе ОАО "ПСА Бронто". Шапочное знакомство с автомобилем, состоявшееся на автосалонах, не показало всей его сути. А "в железе", реальный и полностью готовый к преодолению самых сложных препятствий, он воспринимается совсем по-другому. Хотя до эстетического совершенства любому вездеходу далеко, но смотрится "Марш-2" неплохо. Большие колеса удачно вписались в профиль минивэна, благодаря увеличенной колесной базе "Марш-2" воспринимается заметно устойчивей и стройнее. Жаль, только третья сдвижная дверь не поместилась в проем между колесами, и пассажирам, сидящим за водителем, приходится совершать посадку через заднюю дверь, благо есть подножки.
Несмотря на удачный внешний вид, утилитарный автомобиль (а то, что второй "Марш" именно такой, сомнений не вызывает) должен в первую очередь хорошо выполнять возложенные на него функции. Эта рабочая лошадка призвана служить там, где другим не под силу. В болотоходе куда важнее проходимость, функциональность, вместимость, ремонтопригодность, доступность к элементам и узлам и, что никак не стоит забывать, стоимость. Все это ведет к использованию узлов и элементов серийных автомобилей, все детали которых, помимо доступности, технологически и конструктивно доведены к выполнению всех требований, которых придерживаются при постройке автомобиля. Благодаря большим колесам сверхнизкого давления фирмы "Трэкол" "Марш" по праву считается экологичным транспортным средством, под его колесами не нарушается земляной покров, что особенно актуально в тундре, где следы от гусеничных вездеходов затягиваются десятилетиями, также большие колеса позволяют автомобилю не тонуть и даже передвигаться на воде.
Такие автомобили проверяются делом, однако, чтобы добраться из города до подходящих "Маршу" условий, потребовалось преодолеть несколько километров городского шоссе и загородной трассы. И здесь "Марш" удивил в первый раз, а сколько еще открытий, и не совсем чудных, предстояло пережить нашей тест-бригаде в этот день. Окунувшись за воротами "ПСА Бронто" в городской поток, это транспортное средство, для управления которым требуется водительское удостоверение тракторного образца, продемонстрировало завидную прыть. Огромная махина бодро разгонялась и не выпадала из потока (вот что значит короткий ряд коробки передач!), а в светофорной дуэли "Марш" уверенно уходил от "ГАЗели". Но не только приличной разгонной динамикой может похвастаться вездеход, на пятой передаче профессиональный водитель на ровном шоссе загонял стрелку спидометра за 100 км/ч. Но не зря производитель рекомендует не превышать крейсерскую скорость в 70 км/ч, на неровной дороге в неуверенных руках машина может потерять управление. Злую шутку могут сыграть такие полезные на бездорожье большие колеса. Дело в том, что гигантское колесо не поддается балансировке и есть большая вероятность в один "прекрасный" момент поймать резонанс, вероятность которого с набором скорости увеличивается, и оказаться в кювете. На шоссе следует соблюдать осторожность, хотя на "Бронто" могут рассказать много случаев, как клиенты своим ходом гнали машины и в Москву, и в центральные районы, на Северо-Запад и в окрестности Тюмени. По большому счету на шоссе "Марш" оказался нормальным автомобилем, только с большими колесами.
Таким же обычным автомобилем оказался он и внутри. Лишь за рабочим местом водителя надо приноровиться к рычагу КПП, до которого приходится тянуться, и к внушительным габаритам машины. Рулится автомобиль для своих габаритов и колес замечательно, в чем заслуга гидроусилителя совмещенной конструкции ZF и стерлитамакского завода.
На бездорожье "Марш" показал себя во всей красе. Казалось, нет преград этому коренастому автомобилю в преодолении внедорожных препятствий. "Марш" - автомобиль, для которого нет объездов. Поздняя осень предоставляет полный набор природных трудностей. Раскисшие дороги, слякоть, скользкая пожухлая листва и трава, покрытая легким налетом снега, делают прогулки по склонам и буеракам опасными. Как не вспомнить шутку о том, что внедорожник отличается от обычных автомобилей тем, что застрянет там, куда никакой другой не заедет. Успокаивала установленная на переднем бампере электрическая лебедка. Но даже сомнений не возникло в способности "Марша" преодолеть все неприятности. Прекрасные геометрические параметры, большие широко расставленные колеса, несмотря на высокий центр тяжести, прекрасно выдержали автомобиль на склонах.
В программу теста в обязательном порядке вошли "водные процедуры". Купание четырехколесный великан перенес неплохо: салон не промок (когда он плывет, можно спокойно открывать двери - вода не набежит), двигатель не заглох, и после небольшого круга по озеру автомобиль без проблем выехал на берег. Правда, выхлопная труба на "Марше-2" расположена ниже ватерлинии и соответственно глушить двигатель в воде не рекомендуется. Если заплыть подальше - с "Марша" можно понырять или половить рыбку с глубины, жалко, к купанию погода не располагала и удочки оставили дома.

Наезд

Как уже говорилось, уникальным автомобиль делают специальные шины сверхнизкого давления, обутый в которые "Марш" отличается малыми удельными нагрузками на грунт, соответственно не портится растительный слой, автомобиль не проваливается в болотах и на снегу и даже, что не раз демонстрировалось, способен переехать человека, не причинив тому вреда. На одной презентации в Казахстане "Марш" так переехал 15 человек, после чего люди встали и горячо приветствовали целостность своего организма. Подобное зрелище не раз заставляло нас нервничать, но бодрые заявления участвующих сторон вселили уверенность, что такой большой "Марш" вовсе и не тяжелый, и мы решились лечь под гигантские колеса. В опрометчивости принятого решения все же пришлось раскаяться. Если кто-то когда-то скажет, что это легко и не больно, знайте, этот человек кривит душой, на самом деле это тяжело и больно. Какое бы низкое удельное давление на грунт ни было, но на каждое колесо приходится почти полтонны (см. тех. характеристики) массы автомобиля, а это много. Но ничего, ноги оказались целыми, а через пару дней (надеюсь, навсегда) исчезла и хромота, но память о том, как самостоятельно лег под колеса, осталась.


Вседозволенность. Андрей Топтун
Каждая встреча с эксклюзивным, редким автомобилем, а именно таким и является "Марш-2", всегда интересна и оставляет массу положительных впечатлений. Первое, конечно, чисто от его размеров, когда он едет по городу. Даже "Land Cruiser" рядом с "Маршем" выглядит карликом. Второе от его способностей: преодолеть нешуточный буерак, спуститься в овраг по крутому склону, форсировать водную преграду - все под силу этому исполину, а у водителя появляется чувство вседозволенности.
На водительском месте у "Надежды-переростка" все оказалось практически так же, как и у обычной "Надежды", с которой я уже был знаком. Только вот рычаг коробки передач оказался где-то внизу - переключаться неудобно, приходится наклоняться. Наверное, его надо просто удлинить.
Оказалось, что двигаться на "Марше" вперед намного проще, чем назад. Обзор через заднее стекло неважный - слишком высоко, через боковые зеркала тоже ничего не видно - в поле зрения находятся массивные арки колес. Вот в принципе и все явные недостатки болотохода. Зато приятной неожиданностью стала легкая работа двигателя. Мне почему-то казалось, что впрысковой "нивовский" двигатель слабоват для "Марша". Однако нет, он работает без заметного напряжения - заслуга многочисленных редукторов. Правда, на второй передаче при 3000 об/мин скорость составляет всего-то около 10 - 15 км/час. Но это все не главное, главное, что "Марш" может все. Ну или почти все.


Сергей Александрович Самойлов,
главный конструктор заместитель директора ОАО "ПСА Бронто":

- Четырехколесные болотоходы на базе "Нивы" мы выпускаем с 1994 года, все эти годы проект "Марш" развивался, машины изменялись, улучшались, но по большому счету оставались такими же. В этом году назрела необходимость кардинально модернизировать эту продукцию, чему мы видим следующие причины, во-первых, надо готовиться к изменению модельного ряда ОАО "АВТОВАЗ" по кузовным элементам "Нивы". Рано или поздно прекращение выпуска этой машины произойдет, и к такому обороту событий надо подготовиться заранее. Во-вторых, нужно обновить имидж на рынке, где мы имеем репутацию компании, активно ведущей новые разработки, и, в-третьих, нужно исправить те замечания, которые не могут быть исправлены в предыдущей конструкции с кузовом ВАЗ-21213. Модернизацию мы осуществили довольно быстро, на конструкторские разработки и изготовление первого образца ушло всего около 2-х месяцев, завершающим этапом чего стала демонстрация на Московском и Петербургском автосалонах. При создании этой модернизированной конструкции мы руководствовались принципом не ухудшить то, что было достигнуто, и добавить, что необходимо. Поэтому на "Марш-2" уже появились большие баки, с большим запасом топлива (запас автономного движения порядка 1000 км), появился значительно более просторный кузов, сохранена проходимость и небольшой запас плавучести. В дальнейшем проект будет развиваться, самое главное - освоить серийное производство, которое мы планируем начать к январю 2004 года. Собранные на автосалонах заказы подгоняют и пока опережают наши возможности, но мы решили не торопить события, провести качественную подготовку производства, изготовить необходимую оснастку, чтобы производить автомобили в большем количестве. Мы пока еще не определились, сохранять ли на производстве "Марш-1" или полностью перейти на производство "Марш-2", это определит рынок.
Главный акцент в этом проекте мы ставим на то, что "Марш-2" можно использовать как социальный или медицинский автомобиль, для оказания медицинской помощи в сельских районах, на отдаленных хуторах, в тундре. Обслуживание больного человека требует оперативности, всесезонности, а наше транспортное средство позволяет эту функцию реализовать. А весьма труднодоступные районы у нас имеются даже в относительно цивилизованной европейской части. Развитие этого направления будет зависеть от того, какие решения будут приняты правительством, органами местного самоуправления, организациями и частными лицами.
В развитии проекта болотохода мы сделали несколько акцентов. Первый направлен на увеличение грузоподъемности и объема перевозимого груза. Одно время даже планировали сделать большую шестиколесную машину, чтобы сохранить низкое удельное давление и повысить полезный объем и массу груза. Но все же пошли по более короткому пути и создали прицеп на больших колесах. Второе, что мы провозглашаем, - это установка разного типа двигателей: бензиновых вазовских, уфимских или дизельного ЗМЗ. На сегодняшний день мы уже устанавливали на "Марш-2" и карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 и 2130 (1,8 литра), и впрысковой 21214-10, и сейчас мы ждем подтверждение от Заволжского моторного завода об установке дизельного двигателя рабочим объемом 2,2 литра.

Редакция благодарит за помощь в проведении теста Сергея Самойлова и Игоря Максимова



Технические характеристики автомобиля Бронто 1922-10 "Марш-2"
Габаритные размеры, мм:
- длина, 4390
- ширина 2780
- высота 2310
База, мм2860
Колея, мм 2100
Дорожный просвет, мм 510
Колесная формула 4х4
Полезная грузоподъемность, кг 450
Масса в снаряженном состоянии, кг1750
Полная масса, кг 2200
Двигатель ВАЗ-21213
Рабочий объем, см3 1690
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 58,5 (78,9)
Крутящий момент, Н*м 130
Максимальная скорость, км/ч 70
Бензобак, л 2х70
Расход топлива, л/100 км:
- на шоссе при скорости 50 км/ч 18,8
- по бездорожью при скорости 14 км/ч 24,0
Шины сверхнизкого давления 1300х600х533
Диапазон рабочих давлений в шинах, кг/см2 0,1-0,4

Газета "Семь Верст", № 45, 2003г.
01.12.2008 09:25:35
Последние статьи
  09.07.2018 В отпуск на арендованной машине
  03.07.2018 Первый беспилотный карьерный самосвал Белаз скоро выедет в свет
  07.06.2018 Эксперты назвали самые популярные б/у внедорожники в России
  23.05.2018 Аргументы в пользу ГБО
  18.05.2018 Когда движок троит
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

канск автозапчасти еще
zapchasti-kansk.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!