поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

Родстер: путь от идеи до воплощения

Около года Сергей Нужный, сотрудник Департамента развития АвтоВАЗа, учился в известной швейцарской школе Espace Sbarro. Вернувшись на завод, молодой мастер доказал, что деньги на "командировку" потрачены не напрасно...

Всего восемь месяцев потребовалось небольшой творческой группе во главе с Сергеем Нужным, чтобы на голом энтузиазме, при дефиците денежных средств и необходимых материалов, сделать из отработавшего свой срок прототипа ВАЗ-1119 "Калина" компактный родстер с оригинальным решением съемного верха. Причем не только сделать, но и показать концепт на прошлогоднем Московском, а затем и на нынешнем Женевском автосалонах.

Делать автомобиль в сроки, неслыханные для российского автопрома, — это то, чему учит швейцарская школа, известная, в частности, тем, что ее ученики создают по два полноценных концепт-кара в год. "Лучше зажечь одну маленькую свечу, — говаривает маэстро Сбарро в ответ на сетования по поводу каких-нибудь трудностей в работе, — чем клясть темноту".

Вернувшийся на ВАЗ Сергей должен был использовать полученные знания при создании прототипа, имеющего практическую ценность для предприятия. Пригодилась "школьная" заготовка: конструкция прозрачного верха спортивной машины, опускающегося на крышку багажника и потому не уменьшающего его объем.

Руководство одобрило идею и в качестве "платформы" предложило перспективную "Калину" — удачный концепт на ее базе мог бы послужить хорошей рекламой, а то и обернуться еще одним членом семейства, что весьма устраивало Департамент развития. Поскольку проект был внеплановый, возник вопрос финансирования. Выручило одно солидное московское издание, выделившее деньги, достаточные для того, чтобы приступить к работе.

Сергей попросил в группу людей, которые могли бы обеспечить технологическую цепочку. Сам выступил как проектировщик; дизайн был поручен Михаилу Пономареву, прослывшему в заводском Центре стиля человеком, хорошо ориентирующимся в последних направлениях конструкторской мысли; замкнули "тесный творческий коллектив" трое рабочих — по "смоле" и по металлу.

Группа получила статус обособленной единицы и практически "вышла из-под контроля" местных идеологов стиля, что, естественно, устраивало не всех. Вылилось это в мелочи, но неприятные. Во-первых, с Михаила Пономарева никто не снимал на эти месяцы плановой работы, во-вторых, места постоянного у группы не было. Малозначащие, на сторонний взгляд, детали приведены здесь лишь для того, чтобы подчеркнуть: путь родстера от идеи до воплощения в "железе" был хоть и не долгим, но тернистым.

Для начала, по настоянию Михаила, с особой тщательностью продумали компоновку будущего родстера. Кстати, сразу стало ясно, что базу хэтчбека придется уменьшить на 150 мм. Как только техническая начинка и дизайн машины были утверждены, Сергей с помощью товарищей начал превращать "бумажный" автомобиль в настоящий.

Работа шла по методике маэстро Сбарро, исключающей постройку макета. Все делается сразу "на объекте", что позволяет экономить время и средства. При этом, имея ходовую основу, вы получаете ходовой же прототип, а не красивую "жестянку" без содержимого. Объем носителя наращивается легко обрабатываемым материалом, образующим задуманные поверхности. Что-то, наоборот, подлежит устранению или же перемещению.

Панель приборов для Lada Roadster заимствовали у ВАЗ-1118, рамку ветрового стекла — у ВАЗ-2110. Каркас безрамной двери с "начинкой" взяли от Alfa Romeo GTV (в Тольятти подобными дверями никогда и никто не занимался), а в головной оптике использовали элементы VW Golf IV.

Удивляться этому не следует. Именно такова методика работы Франко Сбарро. Избери он другую — это привело бы к более длительным срокам создания прототипа.

Формообразующие поверхности создавались не из мелкопузырчатого спецматериала, к которому Сергей успел привыкнуть за границей, а из обычного пенопласта. Его необходимо было пропитывать специальной смолой и затем ждать, пока деталь просохнет, что существенно затягивало весь процесс.

Со стороны мастерская напоминала лабораторию Франкенштейна, с той лишь разницей, что рождался здесь не безобразный монстр, а довольно симпатичная жизнерадостная машинка.

В образе Lada Roadster необходимо было сохранить черты "Калины", на первых порах напоминавшей, увы, корейскую малолитражку десятилетней давности, типа Hyundai Accent. Но в один прекрасный день "наверху" приняли решение об изменении дизайна "Калины" (разработанного, кстати, семь лет назад и уже устаревшего), благодаря чему у ребят были развязаны руки. В итоге Михаил сумел избежать слепого копирования базовой модели и предложить нечто новое, ассоциирующееся в то же время с "Калиной".

По мере того как прототип принимал законченные формы, а попутно приближалась дата открытия Московского автосалона, становилось ясно, что ВАЗ может блеснуть на нем еще одним концепт-каром. Тогда-то наши "артельщики" почувствовали к себе внимание со стороны руководства. Приди помощь чуть раньше, считают ребята, можно было бы и интерьер сделать пооригинальнее, и ходовую довести до ума. Впрочем, и сейчас довольно легкий Lada Roadster (снаряженная масса 900 кг), оснащенный 2-литровым мотором ВАЗ-21203 в 106 л.с., разгоняется до 100 км/ч за 9 секунд и достигает скорости 200 км/ч. С другой стороны, из-за отсутствия необходимой оснастки использованную в механизме подъема и опускания крыши червячную передачу так и не смогли сделать с требуемыми допусками.

Главное, было доказано, что можно создавать прототипы в рекордно короткие сроки без внушительных затрат. Причем, по утверждению Михаила, альтернативы подобному методу при ограниченных материальных ресурсах и времени нет.

Что же касается перспектив, то, скорее всего, Lada Roadster так и останется прототипом. "Калину" с основными кузовами бы запустить!

Но это — "железо". А что же люди? Михаилу Пономареву после всего поручили... исправлять дизайн полок багажника. Сергей Нужный вернулся к неспешным будням Отдела общей компоновки. Правда, ходят слухи, что у родстера якобы есть некоторое будущее...

Сергей Жуков
http://www.5koleso.spb.ru/
01.12.2008 09:24:53
Последние статьи
  02.09.2020 О каких автомобилях мечтают россияне
  03.08.2020 Лада готовит молодёжную версию Иксрея Кросс
  02.07.2020 Как не дать угонщикам шанса
  01.06.2020 Грузинский туроператор предлагает российские кемперы для путешествий по Кавказу
  06.05.2020 Жар под капотом
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!