поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

АВТОВАЗ способен создать "НИВУ" третьего поколения

“Русская сенсация”, легенда автостроения – о вазовском внедорожнике LADA NIVA обычно говорят лишь в превосходной степени. Так результатом чего стало рождение легенды? С этого вопроса и началась встреча корпоративных СМИ с ведущим конструктором “Нивы” Петром ПРУСОВЫМ.

– Петр Михайлович, имело ли место при соз дании "Нивы", как говорится, божье вдохнове ние или вы работали строго по плану?

– Любое вдохновение начинается с обычного планового задания. В 1971 году в СССР было решено приступить к работе над автомобилем для села. В советском плановом хозяйстве существовал так называемый "Типаж автомобилей". В него включались модели, на выпуске которых концентрировались усилия в тот или иной период. Внедорожник был записан в этот перечень. Причем за определенным заводом – АЗЛК.

Но ВАЗ не мог остаться в стороне. Хотя было много сомнений в том, можно ли сделать это автомобиль на технологии и узлах нашего завода. Тогда существовал определенный стереотип для внедорожника, он сводился к большому низкооборотному двигателю, раме, неразрезным мостам не рессорной подвеске... Вазовский же двигатель – высокооборотный, небольшого литража. Производства рам и рессор вообще нет. Задача же стояла такая: чтобы новый автомобиль легко "вписался" на ВАЗе. В общем, вопросов было больше, чем ответов, так что решили сделать носитель, который бы отвечал нужным характеристикам. Первоначально он был тележкой. С двигателем, раздаточной коробкой, дисковым тормозом, независимой передней и зависимой задней пружинными подвесками... О тенте и речи не шло. Своим появлением он обязан инженеру Вадиму Александровичу Котлярову, который как-то во время испытаний попал под дождь, замерз и сильно возмутился отсутствием "крыши". Тележке дали хорошее имя "Крокодил Гена".

Автором такого варианта стал Лев Петрович Мурашов. Эта тележка дала ответ на многие вопросы и послужила основой проведения опытно-промышленных работ. Мы стали проектировать и строить первый опытный образец. Сначала к нему были подключены Виктор Горбунов, я и Маша Попкова. Через три месяца Виктора от нас перевели, нам пришлось работать вдвоем с Марией.

У АЗЛК, в отличие от нас, опытный образец уже имелся. Однако независимо от этого, по собственной инициативе, его построил и Ижевский автозавод. Что же получилось в итоге? АЗЛК построил свой образец по чисто джиповской технологии. Это был уменьшенный "УАЗ": передний и задний мосты неразрезные, на рессоре. Пятое колесо – на заднем борту, барабанные тормоза, рама, тент. У нас противоположность. – Цельнометаллический несущий кузов. Передняя подвеска независимая. Задняя зависимая, но пружинная. Дисковый передний тормоз и задний – барабанный. ИжМаш имел промежуточный вариант. Это был цельнометаллический кузов. Задний неразрезной мост – рессорный, на переднем – пружинная независимая подвеска, основа приварена к раме.

Все образцы должны были участвовать в государственных приемочных испытаниях. Это закон! Перед ними должны состояться заводские испытания. А еще раньше – ведомственные приемочные, с участием всех трех заводов. Не в обиду будь сказано, но команда АЗЛК была немного инертной. Проиграли – и ладно. Видя, что работают три коллектива, они даже раньше времени снялись с испытаний. Ижевцев я называл упрямыми энтузиастами. Они всегда "играли на голых королей", переживали, упорно шли вперед. Наша команда – не менее упрямая, энергичная и деятельная. И мы выиграли. На "тараканьих бегах" по песку, на размокшей пашне и на снегу "Нива" обогнала всех! Испытания проводила лаборатория легковых автомобилей. Но итогам не поверила лаборатория высокой проходимости, которая еще три дня экзаменовала нашу команду. В итоге все вынуждены были подписать протокол – ВАЗ разработал автомобиль повышенной проходимости. К приемочным испытаниям мы были допущены одни. ...Когда автомобиль находился уже на стадии подготовки к производству, технический директор Марат Нугуманович Фаршатов разрешил его еще доработать. Так что алюминиевые бампера и задние "шестерочные" фонари, которые установили за три месяца до выпуска опытно-промышленной партии и за шесть месяцев до пуска в производство, – это его заслуга. Первоначально программа "Нивы" была ориентирована на 25 тысяч автомобилей (я вообще с самого начала настаивал на ста тысячах). Но не успев завершить подготовку к выходу на 25, ее увеличили до 50 тысяч и, следом до 75 тысяч.

– Радует вас, что "Нива" на конвейере – 30 лет?

– С одной стороны, есть, конечно, гордость. Но с другой – испытываю некоторую грусть. Да, сегодня "Ниву" можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса – столько лет не производился ни один автомобиль в мире. Но надо признать, что она устарела. При всех положительных качествах, при том, что востребована на рынке и успешно продается, – с возрастом она не становится лучше. Настало время подумать о ее замене на АВТОВАЗе.

– Вы по праву можете гордиться своим детищем...

– Действительно, я горжусь тем, что создал "Ниву" такую, какая она есть. И тем, что лицензию на вторую "Ниву" купили иностранцы. Я горд, что этот автомобиль продавался там, где не продавался ни один российский автомобиль – в Японии, где он начал пользоваться популярностью еще до официальных продаж. Это автомобиль, который побывал на Северном полюсе, работал в Антарктиде. Причем в Антарктиде установлен большущий щит, где написано: "Нива" – лучший автомобиль Антарктиды".

В первые десять лет продаж “Нивы” во всех европейских странах мы держали первенство по продажам в этом классе. Еще 5 лет назад мы имели первое место по их продаже во Франции. "Нива" разорила "Ралли Фараонов". В течение трех лет все три первых места занимали экипажи нашего внедорожника... Я горжусь тем, что на ралли "Париж – Дакар" (где экипажи "Нивы" тоже не раз завоевывали и золото, и серебро, и бронзу), когда однажды "Нива" стала серебряным призером, а вполне могла, подав протест на нарушение правил победителем, что имело место, стать первой, французский гонщик "Нивы" сказал: "Лучше быть вторым в Дакаре после многокилометровой гонки, чем первым после судейского протокола". Я снял перед ним шляпу – мы можем себе позволить такое...

Запомнился уникальный случай, когда экипаж из Санкт-Петербурга побил установленный американцами рекорд по подъему на Эльбрус, занесенный в Книгу Гиннесса. Питерцы, путешествуя по Тибету, совершенно не думая ни о каких рекордах, просто заехали в базовый лагерь, откуда альпинисты начинают подниматься на Эверест. Там опешили: "А зачем мы столько носильщиков нанимаем, когда вы вот так, своим ходом?.." Рассказав об этом случае в родном городе, ребята услышали: "Да вы вообще сумасшедшие! Вам оставалось всего 80 метров, чтобы побить рекорд..." Тогда они, подготовившись, вернулись туда через год. Их координаты фиксировали местные, американец, включенный в состав экипажа, и два американских спутника. Рекордная отметка была пройдена "Нивой" с запасом. Этот автомобиль сейчас в Тольятти и ждет своего часа, когда построят автомобильный зал в Техническом музее. Также у нас хранится и автомобиль, который был в Антарктиде. И тот, что высаживался на Северный полюс...

– Правда ли, что когда вы были в Японии, японцы вас на руках носили?

– Нет, на руках никто не носил. Но принимали очень хорошо. Я был единственный русский, которого допустили в центр разработки "Ниссана". Меня очень хорошо принимали "Хонда", "Судзуки". Наверное, эта сказка пошла вот откуда. За полгода до начала выпуска "Виттары" представители фирмы "Судзуки" были в гостях на ВАЗе. Прощаясь, вручили мне сувенир и красочный проспект. Когда после их отъезда я стал листать его, увидел сделанное от руки посвящение: "Соавтору "Судзуки-Виттары" с уважением от специалистов фирмы "Судзуки". И две росписи. Одна принадлежала президенту фирмы "Судзуки", вторая – руководителю разработки этого автомобиля. Дело в том, что первая "Виттара" по идеологии сильно смахивала на наш автомобиль.

– В какую страну поступила в продажу первая "Нива"?

– Первой капстраной после СЭВ, куда поступила "Нива", была Франция. Понятно почему. Именно там шла сертификация, после окончания которой мы имели право начать зарубежные поставки. Но наибольшую популярность в самом начале, как это ни парадоксально, она завоевала в Германии. Там была тогда очень снежная зима. И сохранилась хроника, запечатлевшая, как по заснеженному Гамбургу ходит только "Нива"...

– Есть огромное количество производных от "Нивы" – в том числе бульдозеры, машины со спаренными задними колесами, плавающие, бронированные... Какие еще есть "Нивы", которые появились благодаря уникальным конструктивным особенностям?

– "Нива"-грузовик, болотоход "Марш", коммунальные и дорожные машины, модификации с угловой хребетной рамой "Капрал", "Сталкер"... Сейчас по заказу газовиков делается машина путевого обходчика – для контроля за трубопроводами. Я ее называю "Ведьма в ступе"... Есть автомобили другого назначения. Так, номер "Медведь за рулем" в Цирке на Цветном бульваре существует до сих пор. Раскатывает медведь не только по арене цирка, но и по улице на "Ниве". Специально оборудованными внедорожниками пользуются медики, журналисты, спасатели, горняки, милиция. За рубежом "Ниву" больше всего любят борцы за национальное освобождение своих стран – это самая легкая боевая машина пехоты… Много проектов можно отнести к разряду экзотических. Самым интересным, на мой взгляд, был проект "Нивы" для Сибири – "Аэроплот". Так как в Сибири рек больше, чем дорог, внедорожник там незаменим. Автомобиль приходит на берег реки, раскладывает "Аэроплот", который везется на прицепе. На него заезжает "Нива", крепится за четыре барабана, "обрастает" вентиляторами – и через 15 минут готов автомобиль на воздушной подушке. На воде он развивал скорость до 50 км в час, на снегу – до 15. Это было отснято на пленку. Когда фильм показывали, все завидовали. Думаю, рано или поздно к этому проекту вернутся. Может, на новом уровне... "Нива", как ковер-самолет, позволяла воплощать поистине сказочные идеи. Был такой интересный проект: в советские времена существовала российская программа по созданию ветряных электростанций. Она неплохо продвигалась. Латыш Калныньш предлагал на базе винта иметь летающий автомобиль – типа вертолета. Предложение было проработано только на бумаге – опытный образец не успели построить. Кончилось все тем, что с распадом Союза программа захирела, а ветряки косяками стоят по всей Европе.

Также вместе с прибалтами во времена Советского Союза разрабатывался проект прокатного автомобиля. Это была "Нива с тентом", который заканчивался за передним сиденьем, а дальше начинался прицеп со сдвоенными колесами. Там было три места для отдыха, плитка газовая, умывальник – словом, дом на колесах. Литовцы рассуждали просто. Взял автомобиль напрокат, будку оставил на месте отдыха где-нибудь на море, а на авто разъезжай где хочешь. На ВАЗе было изготовлено и испытывалось три таких образца. Занимался этим конструктор Валерий Иванович Доманский. Потом СССР распался, и все рухнуло в одночасье...

– Есть ли на заводе такой потенциал, который бы работал над новой "Нивой" так же, как когда-то над первой?

– Потенциал такой на заводе, безусловно, есть. Сегодня АВТОВАЗ способен создать "Ниву" третьего поколения. Но чтобы потенциал реализовать, нужны работа, тренировка.

– Такая задача когда-то на каком-то уровне ставилась?

– Что подразумевать под этим? Помимо задач, необходимы ресурсы. Но я должен сказать и другое. Конструктора стали чрезмерно законопослушны. Все ожидают, что сначала появится бюджет, а потом – автомобиль. А я говорю: для проектирования никакого бюджета не надо. Никогда на эти цели в нашей стране не появлялся бюджет раньше опытного образца! Надо было показать его в Совмине и в ЦК. И если там кивали одобрительно – начинали готовить постановление, которое становилось началом большой работы. Сегодня изменилось только то, что свои проекты надо защищать в собственном совете директоров.

"Волжский автостроитель"
01.12.2008 09:26:01
Последние статьи
  02.09.2020 О каких автомобилях мечтают россияне
  03.08.2020 Лада готовит молодёжную версию Иксрея Кросс
  02.07.2020 Как не дать угонщикам шанса
  01.06.2020 Грузинский туроператор предлагает российские кемперы для путешествий по Кавказу
  06.05.2020 Жар под капотом
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!