поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

История: "Ока": Сперва обмелела, а потом и вовсе пересохла...

История: "Ока": Сперва обмелела, а потом и вовсе пересохла...
Завершен выпуск единственного отечественного микролитражного автомобиля - и россияне остались без очередного предмета национальной гордости!

 
 Грузовик “Ока-Гном”
 
 “Ока” для инвалидов
 
 “Ока”-люкс
 
 Кабриолет “Ока-Кабрик”
 
 Милицейская “Ока” с отсеком
для задержанных

 
 “Ока”-пикап
 
 “Ока”-седан
Момент рождения легендарной “Оки” приходится на начало 80-х годов прошлого века. Именно в этот непростой период истории Советского Союза возникла мысль о создании “малобюджетной” легковой модели, которая могла бы стать хотя и крайне запоздалой, но все же преемницей легендарного ЗАЗ-965, безвременно снятого с производства и, в общем-то, никаким другим автомобилем аналогичного класса не замененного. Ведь если во многих странах мира, совершенно не сравнимых по уровню жизни с нашей, потребитель легко мог купить новое авто за символические деньги, то наш автолюбитель вынужден был копить годами на ВАЗ-2101, “Москвич-412” или хотя бы ЗАЗ-968...

Первые опытные образцы разработанного “АвтоВАЗом” микроавтомобиля были построены в середине восьмидесятых. “Ока”, созданная без особых претензий на “высокую эстетику”, оснащалась 2-цилиндровым 0,75-литровым 33-сильным двигателем, представлявшим собой половинку “жигулевского”, который, потребляя в городском цикле около 6 литров бензина, позволял машине разгоняться до скорости 120 км/ч. В салоне автомобиля, получившего минимум комфорта, всегда было слышно громкое звучание мотора. Не самые приятные ощущения пассажирам давала и подвеска, хотя, надо признать, достаточно большой для данного класса дорожный просвет позволял машине неплохо штурмовать неровные сельские дороги. Пассивная безопасность “Оки” вообще оказалась ниже всякой критики, за что в народе авто получило меткое прозвище “капсула смерти”.

Как известно, “Ока” (модель “1111”) предназначалась для “корпоративного” выпуска сразу на трех российских автозаводах — Волжском, Камском и Серпуховском (на последнем — в “инвалидном” исполнении). Собственно ВАЗ выпускал “1111-ю” с 1989 по 1994 год, в Серпухове же (Московская область) и Набережных Челнах (республика Татарстан) сборка этой модели в то же время в небольших объемах осуществлялась из машинокомплектов, поставлявшихся “АвтоВАЗом”. Но последнему “малышка” совершенно не была интересна. Так что реального роста объемов производства “Оки” в стране удалось достичь лишь начиная с 1994 года, когда завершилась ее сборка в Тольятти, а значительная часть оборудования и оснастки была передана на СеАЗ и выделившийся из КамАЗа ЗМА.

1 мая 2006 года “АвтоВАЗ” прекратил поставки автокомплектов для сборки автомобилей “Ока” в Набережные Челны, на ЗМА, которому их выпуск также перестал приносить удовольствие, к тому же срочно требовалось решать вопрос соответствия силового агрегата машины требованиям Euro 2 (а штатный двигатель не “тянул” выше Euro 0). Фактически единственным производителем “Оки” в России остался Серпуховский автомобильный завод. Весной 2006 года СеАЗ направил в адрес Министерства промышленности и энергетики РФ письмо, в котором просил не распространять на автомобили “Ока” действие экологических норм Euro 2 до конца означенного года. Отсрочка требовалась предприятию для завершения процедуры сертификации машины СеАЗ-11116 с двигателем китайского производства — 3-цилиндровым 1-литровым 53-сильным TJ376QEI. Ранее СеАЗом также рассматривалась возможность установки на автомобили собственного производства китайского двигателя Chery рабочим объемом 0,8 л, однако мотор TJ376QEI, выпускаемый по лицензии Toyota, оказался и дешевле, и мощнее.

Появление на “Оке” импортного мотора привело к ее значительному удорожанию: цена на микролитражку выросла с $3300 до $4500. Однако этот факт, кажется, не смутил руководство Серпуховского автозавода, которое решило, что удержать обеспечивающие рентабельность объемы производства на отметке в 20 тысяч машин в год предприятию будет несложно, особенно если учесть тот факт, что ЗМА, собиравший по 40 тысяч машин в год, к тому времени уже отказался от выпуска “Оки”. Но, увы, микролитражка уже потеряла свою маркетинговую привлекательность, и ее производство перестало окупаться: известно, что за 2008 год СеАЗ произвел лишь 13 тысяч автомобилей. Введение в России новых экостандартов и вовсе “подкосило” СеАЗ-11116 — он подорожал до уровня серийного седана ВАЗ-2105 (150 тыс. руб.).

Нельзя, конечно, сказать, что Серпуховский автомобильный завод не предпринимал для “удержания на плаву” ровным счетом никаких усилий. Во-первых, покупателю были предложены несколько комплектаций автомобиля: “Стандарт” — базовая, “Норма” — базовая, с окраской металлизированными эмалями, “Люкс” — с приборной панелью ВАЗ-2110, объемными зеркалами, улучшенным рулевым колесом и полкой багажника и, наконец, “Престиж” — тот же “Люкс”, но окрашенный металлизированными эмалями. Помимо этого, в 2006 году СеАЗ выпустил опытную партию автомобилей “Ока” с электромагнитным приводом сцепления “Мегаматик”. Новая система позволяла получить эффект полуавтоматического управления коробкой передач без выжима педали сцепления, что способствовало значительному облегчению управления автомобилем.

Во-вторых, движимое желанием уйти от стереотипов, способствовавших восприятию “Оки” в качестве “люмпенского” транспортного средства, предприятие разработало целую гамму миниатюрных грузовиков на базе стандартной машины, в которую вошли пикап, фургон с пластиковым верхом, автомобиль с тентованной бортовой платформой и хэтчбек с грузовым отсеком. Наконец, важную часть производственной программы Серпуховского автозавода в течение продолжительного времени составлял государственный заказ на транспортные средства для инвалидов. Их СеАЗ делал в нескольких модификациях: СеАЗ-11113-02 (10), СеАЗ-11113-02 (60) и СеАЗ-11113-02 (41) для управления руками и одной ногой, СеАЗ-11113-01 (10) для управления только руками. В 2008 году объемы производства “инвалидок” резко снизились из-за введения для инвалидов денежной компенсации за автомобили, а кроме того, для выполнения госзаказов был “ангажирован” “АвтоВАЗ” (власть решила пересадить ветеранов на “пятерки”).

Оказавшись в этой финансовой западне, СеАЗ был вынужден заявить о завершении “эры “Оки”. Генеральный директор завода Александр Бабурин не так давно сказал, что в настоящее время ведутся переговоры о совместном производстве с несколькими китайскими компаниями, но об их результатах говорить пока рано. Как известно, несколько лет назад микро- и малолитражки из КНР уже поставлялись и собирались в РФ, однако за ужесточением условий сертификации последовал отказ российских предприятий от их сборки, и теперь о ее возобновлении китайцам с нашим правительством никак не удается договориться.

Завершая рассказ о печальной судьбе “Оки”, хочется процитировать одно из российских интернет-изданий, оперативно отклинувшихся на известие о снятии автомобиля с производства: “В который раз автовладелец убеждается в том, что российский автопроизводитель не заботится о потребностях своих соотечественников. Ведь социальное авто России необходимо, тут не поспоришь — уж слишком у нас много тех людей, которым покупка машины среднего класса недоступна. Наверняка зная о существовании такой потребности, отечественный автопроизводитель принимает вполне “заботливое” решение наполнить рынок китайско-российским автохламом...

...Ничего, кроме печали, а также досады, но уж никак не уважения, деятельность российских автопромышленников не вызывает. Хотя относительно планов по производству китайского компакта нельзя им отказать в большой доли прозорливости и расчетливости: привлечь по “откату” китайских партнеров, сделать автомобиль, срок эксплуатации которого будет гарантированно небольшой, а ремонт станет обходиться уж куда дороже, чем починка “почившей” “Оки”, но главное — продавать такое авто с претензией на иностранную модель”.

Олег ТИМИРЯЗЕВ
tim_on_line@inbox.ru
Фото автора

P. S. Раз уж мы заговорили о “всемирной паутине”, то что до официального сайта СеАЗа (seaz.ru) — он и вовсе многозначительно молчит. Последняя доступная посетителям новость предприятия датирована на нем концом апреля 2008 года...
20.03.2009 14:54:18
Последние статьи
  02.09.2020 О каких автомобилях мечтают россияне
  03.08.2020 Лада готовит молодёжную версию Иксрея Кросс
  02.07.2020 Как не дать угонщикам шанса
  01.06.2020 Грузинский туроператор предлагает российские кемперы для путешествий по Кавказу
  06.05.2020 Жар под капотом
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!