поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

LADA KALINA и её эволюция

История проекта LADA KALINA - это эпопея, достойная романа. И сколько бы ни писали об этом семействе, нельзя в одной публикации охватить всю ширь и глубину развития этого проекта... Мы встретились с ведущими специалистами из команды разработчиков LADA KALINA, чтобы понять секрет ее успеха.

Рождение - это процесс

...Предтечей было создание в УЭП НТЦ опытных образцов LADA KALINA для испытаний и исследований в течение всего периода проектных работ. Об этом рассказывает заместитель начальника производственного отдела УЭП Анатолий Романчук:

- В свое время все начиналось с цепочки изготовитель опытных образцов - испытатель". Без этого не родилась бы команда, осилившая этот проект. Все взаимосвязано! Мы - специалисты экспериментального производства - материализуем идеи конструктора, а испытатель становится "судьёй". Закономерно, что "Калина" рождалась в спорах и муках. Важен итог - автомобиль состоялся!

- Если вспомнить историю, то сначала была первая фаза в 1996-1997 годах, - рассказывает А. Романчук. - Тогда шла отработка концепции и была выпущена серия образцов хэтчбека 1119. Вторая фаза началась с середины 1999 года и продолжалась вплоть до конца 2004 года. За этот период были созданы серии образцов всех базовых моделей семейства - седан 1118, хэтчбек 1119 и универсал 1117. В среднем за этот период изготавливалось по 10-15 кузовов и по 12-17 прототипов автомобилей ежегодно. Третья фаза (с конца 2004-го по 2007 год) включала работу по предпилотным, пилотным и установочным сериям, их переоборудование под целевые испытания, подготовку к омологации и сертификации. На этой стадии собиралось от 45 до 20 прототипов (по убывающей из года в год).

В самый активный период проектных работ (первая и вторая фазы) в управлении экспериментального производства вместе с нашими коллегами из ПТУ, ОПП, УДА, ИЦ изготавливалось до 90 процентов номенклатуры оригинальных деталей и узлов. Шла сборка как самих прототипов, так и всех входящих в них узлов и агрегатов. Чтобы справиться с такими объемами и обеспечить нужное качество, потребовалось развитие ряда новейших технологий.

Разумеется, шло проектирование и изготовление оснастки по математическим моделям, использовалось прогрессивное оборудование (например, был закуплен и освоен быстропереналаживаемый сварочный кондуктор "Саr Bench" и другая современная техника).
Если говорить о творческом аспекте, то здесь уместно такое сравнение. Конструктор - генератор идей, но к нам в УЭП он приходит, чтобы поставить совместный эксперимент и воплотить проект автомобиля в реальность.
Конечно, с тех пор, как мы начинали проект, многое изменилось. "Калина" повзрослела и ушла в серийное производство. Тем не менее, мы и сейчас работаем на ее будущее. Готовим опытный образец по улучшению виброакустических характеристик этого автомобиля.

Сергей Васильев, ведущий инженер-конструктор отдела каркаса и навесных узлов кузова УПК НТЦ:
- Мы с самого начала стояли у истоков этого проекта. Где-то в конце 95-го начались эти работы - проектные и компоновочные. В то время главным конструктором проекта был Юрий Кутеев из отдела общей компоновки.

По части каркаса кузова "Калины" задача изначально была очень сложной. Ведь габариты автомобиля небольшие, свес небольшой, подкапотное пространство, в которое должны были вписаться двигатель, КП и другие системы, - не позволяли "развернуться" вволю. И тем не менее вот при таком небольшом свесе надо было это сделать. Поэтому компоновка шла таким образом, что все возможные двигатели могли быть установлены в это подкапотное пространство.

Дело усложнялось еще и тем, что Кутеев поставил задачу - обеспечить высокие показатели жесткости кузова. В общем, все эти условия казались временами невыполнимыми. Но, к счастью, все решилось успешно.

Революция в интерьере

Евгений Венгранович, заместитель начальника отдела механизмов интерьера и систем кузова:
- Во время создания проекта LADA KALI NА я работал начальником бюро панелей приборов. Команда, которая складывалась в то время, фактически существует и сейчас. Многие ее специалисты параллельно работают и по другим проектам. LADA KALINА создавалась как раз в то время, когда мы запустили автомобиль "ШЕВРОЛЕ НИВА". И нужно сказать, что требования и методы работы, которые в то время были привнесены командой GM, сразу "транслировались" и на "Калину". Это требования по качеству, по внешнему виду и сопряжению деталей, что очень важно для кузова, это механизмы организации работы.

Именно с этим проектом в нашу жизнь вошли термины, которые сейчас уже в обиходе, - пилоты, предпилоты, пилотные серии... Все это было привнесено с автомобиля 2123 - и впервые самостоятельно отработано на "Калине". В связи с проектом LADA KALINA было несколько интересных моментов по интерьеру. Ну, в частности, создание модульных систем. Это технология, когда создается модуль, отдельно собирается - и впоследствии устанавливается на кузов.

Впервые в проекте "Калины" модуль собирается на отдельной сборочной линии и затем устанавливается на кузов автомобиля. Экономится время, и качество сборки несравнимо лучше.

Кроме того, ставилась задача по внедрению новых материалов. Задача была сделать автомобиль недорогой, массовый - и мы к этому стремились. Естественно, использовали множество пластмасс - новых в то время для АВТОВАЗа и передовых на тот момент в мире.

Выдвигались такие требования к пластмассам, как стойкость к царапанию, к ультрафиолетовому излучению, к деформациям, в том числе и термическим... В то время был заключен контракт с европейским отделением американской компании DOW, которая помогла нам впервые виртуально просчитать панель приборов на соответствие всем требованиям поведения ее в различных условиях. Были просчитаны три направления: собственные частоты колебания панели приборов, поведение при термических и ударных нагрузках. Естественно, эти виды расчетов, созданные на базе математического моделирования, позволили нам сразу же создать конструкцию, которая соответствовала тем требованиям техзадания, которые были предъявлены к этому объекту.

В настоящее время все эти конструктивные решения используются и в других проектах LADA.

Изначально большое значение придавалось системам безопасности. Впервые в панели приборов LADA KALINA внедрена подушка безопасности для пассажира. Также была использована система энергопоглощения в дверях. Думаю, многие и не знают, что в обивках дверей "Калины" существуют специальные энергопоглощающие элементы, которые предотвращают повреждения водителя и пассажиров при боковом ударе. А если говорить о конструкции дверей, то здесь также использована модульная система сборки. Двери "Калины" собираются на отдельной линии и затем устанавливаются на кузове автомобиля.

Что касается сидений - уровень конструкций и потребительских качеств сидений "Калины" выше, чем на всех предыдущих моделях. Это связано с тем, что использованы импортные механизмы продольной регулировки сидений и наклона спинки. И наверняка потребители уже заметили это. А теперь на "Калине" внедряется система креплений детских сидений "Изо-фикс", которыми оснащаются практически все автомобили западного производства. В настоящее время идет стадия освоения.

Я бы хотел сказать о тех людях, кто сумел соединить свой опыт с новациями, которые легли в основу нашего проекта. Среди них - Венедикт Лылов. Он обладает колоссальным опытом по разработке конструкции и интерьеру автомобиля и способен воспринимать все новое. Также это специалисты с большой буквы Александр Свиридов (начальник отдела механизмов интерьера и систем кузова), ведущие специалисты по различным направлениям Анатолий Войтехович, Сергей Озеров, Владимир Леванин, Александр Альтгаузен. 100-процентная оцифровка всех деталей кузова позволила нам не только обеспечить качественное изготовление оснастки, но и виртуальный анализ процессов, которые происходят в автомобиле.

Объем доводки в этом автомобиле был намного меньше по сравнению с предыдущими моделями. А методы виртуального анализа и математического моделирования, заложенные в проекте "Калины", уже стали ведущими направлениями нашей деятельности. Без этого мы уже не мыслим нашу работу.

Перипетии с двигателем

Юрий Шепилов, заместитель начальника УПД НТЦ:
- Мне довелось участвовать во внедренческой команде, которая работала в сборочном комплексе LADA KALINA. Возглавлял наш штаб Анатолий Мелешихин, а его заместителем был Станислав Ярыгин. Но это было несколько позже, а корни формирования команды проектировщиков уходят в прошлое. В той команде нашего управления проектирования двигателя работали я, как ведущий конструктор по системам охлаждения двигателя, и Вячеслав Мешков (ныне - начальник УПД), который занимался вопросами систем двигателя.

Тогда существовала большая проблема, связанная с дефицитом мощностей по производству силовых агрегатов. Поэтому изначально шел поиск вариантов, каким же образом этот дефицит заполнять. Руководством завода была поставлена задача спроектировать двигатели на базе классического мотора с межцилиндровым расстоянием 95 мм. Двигатель этот получил условное обозначение 11187. Было создано большое количество прототипов, оснащены ими автомобили - и даже был выпущен приказ о постановке такого автомобиля на производство.

Но затем от этого проекта двигателя было решено отказаться, потому что он оказался чрезмерно затратным. И поэтому решили сделать упор на разработку переднеприводных двигателей. Для семейства "Калины" было избрано два двигателя - 8-клапанный 1,6 л и 16-клапанный 1,6 л. В то время такие двигатели осваивались на заводе впервые.

Дополнительно была также поставлена задача по применению импортных двигателей. В частности, было решено освоить для семейства LADA KALINA двигатель FAM-1. А это уже была середина проекта! Поэтому нашим партнерам-кузовщикам пришлось сильно изменить конструкцию кузова на том этапе. Рассматривалась возможность установки на "Калине" двигателей фирм "ФИАТ", "РЕНО", "Фольксваген"...

Не случайно моторный отсек "Калины" проектировался как "полигамный" - в него можно устанавливать практически любые двигатели для автомобилей этого класса...

Стремление к мировому уровню

Юрий Туровский, начальник отдела проектирования светотехники УПЭ НТЦ:
- Изначально нам нужно было определить характеристики компонентов электрооборудования таким образом, чтобы они оставались актуальными и в начале XXI века. И влиять на выбор поставщиков с помощью высокого уровня техники и качества. Поэтому был существенно изменен сам подход к качеству и надежности электрооборудования. Так, в семействе LADA KALINA 90 процентов соединителей - современные детали, имеющие специализированные элементы, значительно повышающие надёжность соединения. Усовершенствованы генератор и стартер, созданы два варианта системы зажигания (с 4-выводной катушкой и с катушкой на свече). Обе системы зажигания по надежности даже превосходят импортные аналоги!

Впервые в отечественном автомобиле на "Калине" внедрен электроусилитель руля - это наша революционная разработка совместно с УПШ и УСИ, которая радикально улучшает управление автомобилем и высоко оценена потребителем. Применены новые приборы и системы комфорта, подсветка органов управления. В светотехнике благодаря применению новых оптических систем мы существенно улучшили качество освещения фарами дорожного полотна, внедрили комфортное освещение салона, реализовали современный дизайн фар и фонарей с просматриваемой оптикой и фасетными отражателями. Совместно с кузовщиками заложили аккуратные зазоры сопряжения фонарей и фар с кузовом.

Применили компьютерную систему 3D-npoектирования (CAD) и технологию CAD/САМ для изготовления образцов, оснастки и контроля геометрии. С этой целью впервые в семействе LADA KALINA ввели паспорт посадочного места - документ, который определяет требования к точности кузова в зоне установки светотехники, а при изготовлении кузова - зазоры при установке светотехники. Конечно, вся светотехника и другие изделия, где это требуется, омологированы и имеют знак "Е".

Хотелось бы отметить активных участников с начала проекта "Калины" в сфере электрики и электроники. Это Владимир Гаврилов, Олег Качуровский, Владимир Скребенков (коммутационная аппаратура и электропривод); Дмитрий Яшин (стартер и генератор); ушедший уже, увы, из жизни Алексей Федосеев, Юрий Веселов, Андрей Велигоша (светотехника); Юрий Миронов, Елена Напылова (система управления двигателем и зажигание); Николай Болоян (электроусилитель руля и разработка систем комфорта); Петр Метальников (приборы); Валерий Воротько (надувные подушки и АБС); Евгений Дик, Татьяна Кулипанова, Татьяна Гуликова (жгуты проводов, реле и предохранители). Работу в штабе "Калины" по электрике осуществлял один из основных разработчиков, всегда компетентный и уважаемый представитель УПЭ Евгений Косихин (светлая ему память).

Не могу не отметить огромную работу руководителей УПЭ в этом проекте - великолепного профессионала, трагически погибшего заместителя начальника управления Льва Вайнштейна, а также Владимира Вершигоры и Игоря Минеева. Весьма важную роль играют поставщики (или СП с их участием). Среди зарубежных это "Паккард Электрик", БОШ, ФДО, "Аутомотив Лайтинг", "Хелла", а среди отечественных - ДЗС, "Автоприбор", СоАТЭ, ИТЭЛМА, КЗАЭ, АвтоСВЕТ, ЛайтТЕК, "ГерконАвто" и другие. В автомобилях семейства LADA KALINA постоянно совершенствуются уже имеющиеся и внедряются новые системы электрики и электроники, так что мы продолжаем работать.

Владимир Макаров, ведущий инженер-конструктор УПШ НТЦ:

- В этом проекте мы добились высоких технических характеристик благодаря тому, что усовершенствовали узлы шасси, подвески, улучшили потребительские свойства, добились плавности хода и управляемости "Калины". Не случайно та оголтелая антиреклама, которая звучала ранее в адрес "Калины", сейчас исчезла. Автомобиль прочно занял свою нишу - и продолжает покорять потребителей.

Диана Стуканова.
08.10.08 "Волжский Автостроитель"
01.12.2008 09:26:08
Последние статьи
  03.08.2020 Лада готовит молодёжную версию Иксрея Кросс
  02.07.2020 Как не дать угонщикам шанса
  01.06.2020 Грузинский туроператор предлагает российские кемперы для путешествий по Кавказу
  06.05.2020 Жар под капотом
  08.04.2020 Кто делает погоду в российском автопроме
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!