поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

Willys MB: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ

Во время Великой Отечественной войны Советский Союз получил по ленд-лизу 49 250 американских джипов.

Давно замечено, что перед войной рождается больше мальчиков — будущих солдат. Простое и надежное многоцелевое транспортное средство, названное впоследствии джипом, тоже могло появиться только в преддверии или в ходе войны.

На этот раз это была наша машина: маленький, тесный, как колыбель, “виллис” с открытым верхом.
Л. Пантелеев. “Первый подвиг”

Невозможно себе представить фильм о Второй мировой войне без юркого открытого автомобиля с запоминающейся облицовкой радиатора в виде вертикальных прорезей (на первых образцах — металлических ребер). Звали и до сих пор зовут у нас эти маневренные вездеходы “Виллисами”, несмотря на то что почти половина этих машин были “Фордами”, а небольшая часть и “Бэнтамами”.
Схожесть всех американских джипов военных лет объясняется тем, что в ходе конкурса по созданию компактного полноприводного автомобиля, объявленного в 1940 году командованием американской армии, в котором приняли участие фирмы Willys-Overland с прототипом Quad, American Bantam Car Co’s с Blitz Buggy и Ford Motor Company со своим GP, победу одержала Willys-Overland. Ее последнюю разработку (с небольшими поправками, заимствованными у Ford и Bantam), которая отличалась простотой конструкции, надежностью и ремонтопригодностью, что очень важно в полевых условиях, и было решено взять в качестве эталонной.
В июле 1941 года Willys-Overland выиграла контракт на поставку американской армии 16 000 джипов. Через несколько месяцев, чтобы увеличить объем производства столь необходимой военной продукции, армейское командование подключило к сборке автомобиля фирмы Willys-Overland еще и Ford Motor Company. Кстати, на то, что фордовский внедорожник был почти копией “Виллиса”, указывает и его более поздний индекс GPW — General Purpose Willys.
По иронии судьбы ставшее нарицательным имя “джип” компактные армейские вездеходы получили не от “Виллисов”, а от “Фордов” — от аббревиатуры GP, которая расшифровывалась как General Purpose — “общего назначения”. Правда, есть мнение, что своим названием они обязаны Eugene the Jeep — популярному газетному карикатурному персонажу.
Война сразу же внесла свои коррективы в профессию автомобиля, который задумывался всего лишь как надежное и неприхотливое транспортное средство для передачи приказов в частях американской армии. Willys MB благодаря 60-сильному двигателю, отключаемому полному приводу, 16-дюймовым колесам с “военным” (military) профилем и большому дорожному просвету мог не только быстро доставить по пересеченной местности на передовую четырех человек (в нашей армии — штабистов, в американской — еще и обычную пехоту), но и эвакуировать раненых, а также подвозить снаряды и мины и при необходимости буксировать минометы и артиллерийские орудия.
Этот небольшой автомобиль мог преодолевать полуметровый брод, а со специальным оборудованием — глубиной до 1,4 м! Правда, в течение всего восьми минут, но этого времени было вполне достаточно, чтобы пересечь горный ручей или небольшую реку. Конструкторы подумали даже о том, как избавляться от накопившейся в коробчатом кузове воды, предусмотрев в днище машины сливную пробку, а для того, чтобы застрявший джип было легче выталкивать силами экипажа из грязи, на его бортах были приделаны ручки. Ну а если автомобиль застревал основательно, экипаж мог воспользоваться лопатой и топором — этот инструмент, прикрепленный к левому борту, всегда был под рукой.
Во время Второй мировой войны Willys-Overland и Ford Motor Company выпустили более 600 тысяч джипов. Лишь малая часть этих автомобилей осталось на родине, в США, основная же масса была отправлена на различные театры военных действий, главным образом европейские. Больше всего джипов по ленд-лизу получила Великобритания — 104 430 шт., СССР — вдвое меньше, но тоже огромное количество (49 250 шт.), Франция — 9736 шт., Китай — 6944 шт.
После Второй мировой войны Willys MB выпускался по лицензии в нескольких странах. Во Франции — под маркой Hotchkiss (“Готчкисс”), в Испании — Ebro (“Эбро”), в Индии — Mahindra (“Махиндра”). Его сборка была налажена даже в поверженной Японии.
Производство джипов во время Второй мировой войны
Марка Годы выпуска Количество, шт.
Willys MА 1940-1941 1500
Ford GP 1940-1941 3650
Bantam 40 BRC 1940-1941 2675
Willys MB 1941-1945 361 349
Ford GPW 1942-1945 277 896


Технические характеристики
Кузов Открытый, установлен на лонжеронной раме
Длина/ширина/высота (по рулю) 3,37/1,56/1,32 м
Колесная база 2,04 м
Колея 1,24 м
Дорожный просвет 0,22 м
Радиус поворота 5,3 м
Снаряженная масса 1054 кг
Полезная нагрузка 360 кг
Допустимая масса буксируемого прицепа 450 кг
Число мест 4
Двигатель 441 или 442 "Go Devil", карбюраторный, с жидкостным охлаждением
Расположение Спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем 2199 куб. см
Диаметр цилиндра/ход поршня 79,375/111,125 мм
Степень сжатия 6,48
Макс. мощность 60 л. с. (при 4000 об/мин)
Макс. крутящий момент 14,5 кгс*м (при 1800 об/мин)
Коробка передач Warner T34J, механическая, 3-ступенчатая
Привод На задние колеса (полный - при подключении переднего моста)
Тормоза Барабанные
Шины 6,00-16
Макс. скорость 105 км/ч
Емкость топливного бака 56,8 л


Александр ЕЛЬЧИЩЕВ, "Биржа плюс Авто"
01.12.2008 09:25:54
Последние статьи
  02.09.2020 О каких автомобилях мечтают россияне
  03.08.2020 Лада готовит молодёжную версию Иксрея Кросс
  02.07.2020 Как не дать угонщикам шанса
  01.06.2020 Грузинский туроператор предлагает российские кемперы для путешествий по Кавказу
  06.05.2020 Жар под капотом
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!