поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

Как журналисты собирали "Шевроле Ниву"

Еще зимой на одной из встреч с прессой генеральный директор ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" Джон Милонас пригласил журналистов поработать на сборочном конвейере СП: мол, зачем я буду о нем рассказывать, идите, поработайте и сами обо всем узнаете. Кстати, сам Милонас и другие топ-менеджеры предприятия давно начали отрабатывать положенные каждому без исключения сотруднику "Джи Эм-АВТОВАЗ" две недели на конвейере. Однако у пишущей братии города предложение поучаствовать в сборке "ШЕВРОЛЕ НИВЫ" энтузиазма как-то не вызвало. Во всяком случае, очередь желающих за месяц не выстроилась. А мы решили все же попробовать. Почему бы и нет? Рассказывают Ольга Кирюшкина и Вячеслав Строченков.



Юбки в сторону!
На днях, встретив господина Милонаса, мы напомнили ему о том приглашении:
-Журналистов на конвейер звали?
-Когда вы готовы приступить к работе? – немедленно среагировал директор.
-Завтра! – немедленно среагировали мы.
-Ваша смена начинается в семь утра.


Вообще-то Милонас был готов взять нас чуть ли не на три недели (естественно, без оплаты – инициатива-то наша!), но сговорились на одной рабочей смене, до 15.30. Директор тут же выдал нам первые инструкции. Критически оглядев внешний вид, приказал назавтра быть без высоких каблуков и в брюках. Чтобы на одежде не было ни грамма металла (у сборщиков на конвейере "Джи Эм-АВТОВАЗ" даже ремни со спрятанной бляшкой), а также никаких часов, браслетов и колец – иначе можно случайно поцарапать безукоризненную эмаль на кузове.
- Настоящая инструкция для вновь принятых на "Джи Эм-АВТОВАЗ" длится 16 часов, сообщил Джон Милонас, и добавил: - Вам же она будет прочитана за 16 минут.
…На следующее утро в 6.20, безбожно зевая, мы стояли на сине-белой "джиэмовской" остановке возле КВЦ. Автобус приехал четко по графику - ровно в 6.25. И в считанные минуты мы в компании сотрудников СП домчались до своего нового места работы. Там нас встретил мастер Сергей Давидович (кстати, бывший работник ПТО АВТОВАЗа) и отправил на рабочие места. На разные.


Четыре часа "на панели"
Опыт Ольги: Видимо, решив не загружать девушку с места в карьер тяжелой работой, на первую половину дня мастер определил меня на участок сборки панели приборов – он называется "cockpit". Панель собирается на шести своеобразных станциях бригадой из 11 человек. Для начала наш тим-лидер (так здесь называют бригадира) Дмитрий доверил мне подсборку комбинации приборов – дело, собственно говоря, нехитрое. И продвигалась моя работа довольно лихо, пока тим-лидер не сделал первое замечание:
-Почему без перчаток? По технике безопасности не положено.
- Да в перчатках у меня руки становятся неуклюжими! Невозможно даже взять эти маленькие винтики, не то что их закрутить.
Мне тут же объяснили, что у каждого сборщика "Джи Эм-АВТОВАЗ" есть личная книжка по технике безопасности, к которой прикреплено три талона. И за подобные провинности с нарушителя берут талон. А как только талоны в книжке кончаются, нарушитель автоматически причисляется к злостным, и к нему применяются самые жесткие меры, вплоть до увольнения.
Кстати, через пару часов работы я собственными ладонями почувствовала печальные последствия своих несложившихся отношений с перчатками: наметились первые трудовые мозоли… Ведь физическая сила здесь нужна еще какая! Установить на тележку поперечину панели, воткнуть тугие клеммы в монтажный блок, да просто завинтить что-нибудь гайковертом – это вам, милые дамы, не сумочку через плечо перекинуть…


"Страховка" от Милонаса
Вскоре собственной персоной передо мной возник господин Милонас, которому я с гордостью продемонстрировала плоды своих трудов на благо "Джи Эм-АВТОВАЗ". Генеральный директор поблагодарил, поинтересовался, насколько комфортно мне работается на его предприятии, и отправился дальше по своим делам.
-А это кто такой? – удивился один из рабочих.
-Да ты что! Это ж Милонас! – вопрос утонул в возгласах его коллег.
Мне же пояснили, что не узнавший босса сборщик – новенький и работает на "Джи Эм-АВТОВАЗ" всего вторую неделю. Не успели мы войти в рабочий ритм, как нас… отстранили от работы. Предусмотрительный управляющий по производству "Джи Эм-АВТОВАЗ" Джерри Рэйнбоу сообразил, что у пришедших на конвейер журналистов, в отличие от всех работников совместного предприятия, нет страховки от несчастного случая. Аргумент, что у нас есть своя, вазовская страховка, никого не убедил. За вердиктом по поводу нашей участи "джиэмовцы" пошли к самому Милонасу, который быстренько завершил этот вынужденный перерыв, взяв ответственность за нашу жизнь и здоровье во время рабочей смены на себя.


Руки вверх!
-Вот тебе оранжевая каска и перчатки, - протянул мне средства индивидуальной защиты тим-лидер бригады Александр с участка "шасси-1".
…Опыт Вячеслава: …Четыре часа мне пришлось бегать в полусогнутом состоянии под низко подвешенными кузовами, прикручивая то кронштейн, то задний амортизатор, то рулевую тягу. И это при том, что ростом меня природа не обидела. На конвейере эту бригаду называют не иначе как "руки вверх". Потому что сборщики здесь монтируют детали, подняв руки над головой.
Острословы с того же участка дали звучное название и одной из операций – стыковке переднего и заднего моста. Ее окрестили "свадьбой".
…А вот на участок подошел и первый внедорожник. Эта "Шевроле-Нива" предназначена для краш-теста на лобовое столкновение. Поэтому и отношение к автомобилю не столь строгое - можно установить детали с отклонениями по прочности. Крепко сжимая гайковерт, давлю на пуск, но в какой-то момент не удерживаю равновесия, и ручка инструмента больно бьет мне по голове… К счастью, обошлось без травм. Но как все-таки правы были американцы, вовремя "застраховав" нас лично у Милонаса!


10 минут – на перекур, полчаса – на обед
В течение смены, помимо обеденного, у рабочих есть два запланированных оплачиваемых перерыва по 10 минут. Об их начале извещает приятная мелодия, и группы сборщиков, не теряя ни секунды, оставляют рабочие места. Многие сразу направляются к месту для курения. Расположено оно далековато от сборочного конвейера, так что успеть за 10 минут дойти до него и от души покурить – нужно постараться… На всем заводе место для курения всего одно - это небольшой участок на улице, по размеру сравнимый с автобусной остановкой. Курить на территории завода нельзя больше нигде: если вас "застукают" с сигаретой даже по пути от проходной до корпуса – штраф последует незамедлительно.
Обед у первой смены сборщиков с 11 до 11.30. Знакомая картина – на последних минутах предобеденного рабочего времени общественность начинает все чаще поглядывать на часы: три, два, один …и самые нетерпеливые допускают фальстарт. Не дождавшись мелодичного сигнала об окончании работы, кто-то уже стоит первым в очереди за вожделенным обедом. Однако торопиться есть за чем. Одна из сборщиц даже посетовала, что за первый же месяц работы она набрала 8 килограммов… Ежедневно на выбор работников "Джи Эм-АВТОВАЗ" два варианта меню, приготовленные поварами трактира "Русич". Вкусно, сытно и совершенно бесплатно (Кстати, бесплатный обед на данный момент - единственная социальная льгота работников "Джи Эм-АВТОВАЗ"). Мы тоже стали жертвами обильного и вкусного обеда - смакуя кулинарные изыски, опоздали на рабочие места. На что тим-лидер многозначительно указал на часы и сделал еще одно замечание. А на вопрос, что бывает тому, кто опоздает с обеда, сказал: "У нас еще никто не опаздывал!"


Неподдающиеся
После обеда нашим рабочим местом стал так называемый "TRIM-2" - второй участок сборочного конвейера. Здесь пришлось освоить особо ответственные критические операции, влияющие на безопасность автомобиля. И если установка кронштейнов для крепления задних сидений оказалась делом несложным, то с ремнями безопасности пришлось помучиться. Прикрепить их к кузову было для нас практически невыполнимой задачей. Мы подходили со всех сторон, лезли в кузов и сгибались в три погибели, но гайка никак не хотела закручиваться в нужное отверстие! В таких случаях наши верные помощники – сборщики "Джи Эм-АВТОВАЗ" - понаблюдав за безрезультатными потугами и снисходительно улыбнувшись, брали неподдающиеся ремни и каким-то чудом в один момент устанавливали на место.
На конвейере каждый сборщик несет персональную ответственность за выполненную операцию – ставят личные печати в контрольной карте изготовления автомобиля. Чтобы в случае обнаружения дефекта было с кого спросить. Поставил штамп – значит, гарантируешь качество. Ведь автор операции, допустивший брак, все равно станет известным, независимо от того, где обнаружат дефект - на выходе с конвейера или (в крайнем случае) – уже в эксплуатации.


Кто срывает "стоп-кран"?
- У нас глушитель с кривыми кронштейнами! – на конвейере обнаружен дефект поставщиков.
- Срочно вызывайте "АвтоВАЗагрегат", пусть посмотрят, что поставили, - командует директор по качеству Петра Петерхансель.
Оперативное совещание проходит прямо у подвешенного внедорожника. Консультант Люк Виннепеннинкс делает "фото на память". Снимок бракованной детали пополнит существующую на "ДжиЭм-АВТОВАЗ" коллекцию дефектов. Срочно подъехавшему поставщику не остается ничего, как признать свою ошибку – с суровой Петрой не поспоришь. В результате внедорожники временно остаются без глушителей - их установят позже, на ремонтном участке. А что же с дефектными деталями? Их помещают в специально очерченную зону брака и отправляют обратно поставщику.
Желтый шнур, протянутый вдоль конвейерной линии – это своеобразный стоп-кран. Если возникли трудности по сборке, нужно потянуть его, и о твоей проблеме узнают абсолютно все. На весь конвейер зазвучит мелодия твоего участка – здесь она у каждого своя. А на электронном табло загорится номер конвейерной станции, которая взывает к помощи. Так что тим-лидер, где бы он ни находился, в ту же секунду узнает о проблеме и будет на месте как можно быстрее.
Периодически конвейер останавливают контролеры – тогда под соответствующую музыку на табло загорается значок "QT" ("качество"). И тим-лидер обязан быстро явиться на ковер к придирчивой бригаде аудиторов. Если проблема оказывается серьезной, на помощь приходят мастер, менеджер и, как выяснилось, даже директор.


Принцип пяти "С"
У конвейера "Джи Эм-АВТОВАЗ" все предметы лежат исключительно на своих местах - порядок просто поражает. Под рукой даже швабры и метлы: как только конвейер по каким-либо причинам приостанавливается, никто не бежит "перекурить", сборщики подметают, моют, чистят. Нам тоже досталось:
-А вы чего сидите? Подметать!
Полы в цехе буквально блестят. Как выяснилось, это одно из последствий внедрения системы правил пяти "С". "Джи Эм" перенял ее из Японии, и теперь такая система организации труда функционирует на сборочном заводе нашего города.
Свод правил включает в себя всего пять слов (на японском и английском языках они начинаются на "с"). Селекция - все ненужное сразу отправлять в корзину. Сортировка - предметы должны быть разложены так, чтоб тебе было удобно. Уборка - (чистота - залог успеха). Поддержание - важно не только чего-то достичь, но и сохранить это. И самодисциплина - самостоятельный контроль, к которому привыкаешь, и он уже в крови.


Медов не хлебаем…
-Ну, как самочувствие? – поинтересовались у нас после смены директор по персоналу Юрий Скульский и директор по связям с общественностью Владимир Дербенев (которых мы благодарим за помощь в организации нашего рабочего дня).
-Да, мягко говоря, не очень…
-Ничего, в первый раз всегда так. Особенно поначалу страдают девчонки. Говорят: первые два дня - тяжело, на третий наступает полнейшая апатия, а начиная с четвертого - приходишь и работаешь, как ни в чем не бывало!
Может быть, так оно и есть, но нам после первого рабочего дня о втором даже думать было страшно. Хотелось только вытянуть ноги, упасть в ванну, а потом проспать бесконечно долгое время… А ведь наши коллеги-сборщики, судя по их виду и настроению, как будто совсем не устали!
-А вам не надоедает делать каждый день одно и тоже? – спрашивали мы их во время работы.
-Не надоедает! – искренне отвечали абсолютно все (кстати, на конвейере трудится практически одна молодежь). - Да мы и не делаем одно и то же: встаем на разные операции, учимся. Здесь очень интересно, хотя, конечно, и нелегко.
Буквально накануне нашего рабочего дня на конвейере один из приятелей, сотрудник "Джи Эм-АВТОВАЗ, на вопрос: "Ну, как здесь работается?" лаконично ответил: "Медов не хлебаем…" И похоже, не соврал. Мы убедились в этом лично.



Авторы: Ольга Кирюшкина - "Волжский автостроитель" и Вячеслав Строченков - радио "Новый Век"

01.12.2008 09:25:24
Последние статьи
  01.10.2020 Выбор цвета без доплаты может привлечь россиян к покупке автомобиля онлайн
  02.09.2020 О каких автомобилях мечтают россияне
  03.08.2020 Лада готовит молодёжную версию Иксрея Кросс
  02.07.2020 Как не дать угонщикам шанса
  01.06.2020 Грузинский туроператор предлагает российские кемперы для путешествий по Кавказу
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!