поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

Шеви-Нива: старт или фальстарт?

Мероприятие, которое проходило 23 сентября в Тольятти, напоминало пышную свадьбу. Невеста — новая Нива, в девичестве ВАЗ-2123. Официально оформив свои отношения с богатым американцем в лице концерна General Motors, она сменила фамилию. Теперь это Шевроле Нива. Или Chevrolet Niva. Или, для своих, Шеви-Нива.
Гостей — без конца и края. Глава концерна General Motors, вице-президент Европейского банка реконструкции и развития, посол США в России, губернатор Самарской области, мэр Тольятти... Среди приглашенных были и корреспонденты Авторевю.

ДЕЛО происходило на "дальнем дворе" ВАЗа, где всего за 15 месяцев выстроили сборочное предприятие. Темно-синий корпус, вылизанная территория. Внутри — идеальный порядок и очень праздничная атмосфера. Меры безопасности — самые серьезные. Но охраняли не столько высоких гостей, сколько виновницу торжества. Открыть дверь? Посидеть за рулем? Прокатиться? Ни в коем случае! От нас прятали даже инженеров и конструкторов...
И весь день — в том же духе: приветственные речи, торжественный молебен священнослужителей, и — ничего конкретного. Какие изменения были внесены в Ниву в ходе ее подготовки к производству на СП? Сколько собрано автомобилей? Какова розничная цена? Какое оснащение входит в базовую комплектацию? Есть ли список опций? А гарантийные условия? Наконец, кто будет продавать и обслуживать машины?
Ни на один из этих вопросов представители GM и АвтоВАЗа ответить не смогли. Или не хотели. А председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников сказал как отрезал: "Время плановой экономики, когда колбаса в одном регионе продавалась по два сорок, а в другом — по два сорок две, прошло! Прейскурантов нынче нет: автомобиль будет стоить столько, сколько за него будут платить покупатели, и ни на копейку меньше. Вот, например, первую машину мы продали губернатору Самарской области Константину Титову за восемь тысяч долларов".
Главный принцип рыночной экономики Каданников, похоже, усвоил неплохо. И все же из уст руководителя крупнейшего в мире автозавода подобные заявления звучат по меньшей мере странно. Возьмем пример того же концерна General Motors. С появлением каждой новой машины была известна не только цена, но и уровень оснащения, список дополнительного оборудования... Или, оказавшись в России, американцы тоже забыли, что такое прайс-лист? Тем более что в этот торжественный день было продано аж три машины: помимо Константина Титова новыми Нивами обзавелись мэр Тольятти Николай Уткин и жена генерального директора совместного предприятия GM-АвтоВАЗ Джона Милонаса.
Кстати, именно Джон Милонас немного разрядил обстановку: "Мы начнем продажи через месяц, 24 октября. Тогда же будут обнародованы розничные цены". Нам все-таки удалось узнать, что Нива в базовой комплектации действительно будет стоить около $8000. За эти деньги обещают автомобиль с передними электростеклоподъемниками и гидроусилителем рулевого управления. Кроме того, в гамме Нивы появятся машины в более богатом исполнении GLS ($9350), которые будут отличаться противотуманными фарами, легкосплавными колесами, декоративным колпаком запасного колеса и чем-то еще.
Когда гости во главе со счастливыми обладателями новеньких машин уехали, в огромном корпусе воцарилась мертвая тишина. Теперь, кажется, можно пройтись по конвейеру.
Просторный цех (его площадь — более 20000 м2) строили специально для нового производства, учитывая особенности технологии. Поэтому все операции — от входного контроля качества "голого кузова" до аудита готового автомобиля — проводятся под одной крышей. Несмотря на то, что Нива — вазовская разработка, джиэмовское влияние на организацию производства ощущается — тут и там висят табло на английском. Светло-кремовое (!) покрытие на полу размечено разноцветными линиями — так обозначены границы участков и специальные зоны для хранения деталей.
Линия первоначальной сборки называется Trim 1. Сюда поступают сваренные и окрашенные на основном производстве ВАЗа кузова (собственного сварочного производства у СП пока нет, а линия окраски заработает лишь в будущем году). Кстати, на конвейер попадают далеко не все поступающие с ВАЗа кузова — часть из них отбраковывается при входном контроле качества. Правда, джиэмовцы утверждают, что для начального этапа производства это нормально — точно такая же ситуация была и на других сборочных заводах концерна.
Кузова устанавливают на напольный конвейер. Затем снимают двери и отправляют их на отдельную линию подсборки дверей. Почти все сборочные операции ведутся вручную, но достаточно механизированы. Например, крупные узлы (сиденья, панель приборов) устанавливаются при помощи манипуляторов с ручным управлением. А вот "полноценный" робот на конвейере лишь один — он вклеивает лобовое стекло. Это даже не робот, а огромная автоматизированная установка — таких на наших заводах мы не видели. После того, как смонтирована обивка салона и установлена подсобранная на отдельном участке панель приборов, кузов продолжает движение уже на подвесном конвейере. Здесь устанавливаются магистрали тормозной системы, подушки крепления системы выпуска и другие "подпольные" узлы. Теперь кузов подготовлен к "женитьбе" — соединению с силовым агрегатом, трансмиссией и подвесками.
Двигатель, узлы трансмиссии и подвески также поступают с ВАЗа. Перед "женитьбой" их устанавливают на специальной подъемной платформе: теперь достаточно завернуть несколько болтов — и машина практически готова. Остается установить кресла и завершить сборку салона.
На "финишной прямой" на автомобиль навешивают подсобранные двери. Причем каждый автомобиль получает "родные", снятые именно с данного кузова двери — этим обеспечивается равномерность зазоров. Заправленная рабочими жидкостями машина следует на пост регулировки фар и углов установки колес, после чего переезжает на динамометрический стенд. Оттуда — в дождевальную камеру для проверки герметичности и, наконец — на аудиторскую площадку.
Сейчас на финальном участке конвейера — около десятка машин. Половина из них в полуготовом состоянии — нет дверей, некоторых деталей интерьера... А полностью собрано лишь три-четыре Нивы. Как их собирали — на конвейере или по "обходной" технологии? Нам не сказали. Судя по тому, что пульты некоторых манипуляторов все еще завернуты в полиэтилен, возможны варианты...
В любом случае, собранные машины производят очень приятное впечатление: хорошая покраска, ровные, хотя и не маленькие, зазоры между панелями. Самое заметное новшество — решетка радиатора с двумя горизонтальными прорезями и эмблемой в виде золотого креста. Правда, прежняя мордашка с вертикальными прорезями смотрелась выгоднее. Зато теперь машина лучше вписывается в модельный ряд General Motors и совсем не напоминает Jeep, как раньше.
Под нижней окантовкой фар появились заглушки: видимо, предусмотрена установка омывателей фар. Колеса новые: 15-дюймовые легкосплавные диски с эмблемой Chevrolet и шины Баргузин 4х4 (205/70 R15).
Есть обновления и в салоне. Передняя панель обтянута мягким импортным материалом толщиной около 5 мм: теперь "торпедо" смотрится богаче, да и на ощупь приятнее. Неуклюжего поручня перед передним пассажиром теперь нет. Вместо ползункового блока управления вентиляцией появилась классическая схема с тремя вращающимися рукоятками. Причем и материал рукояток, и усилия на них нам понравились. Убогий "десяточный" руль уступил место приятному на вид четырехспицевому бублику с эмблемой Шевроле (почти такой же мы видели на новой "классике" — ВАЗ-2151). Обивка дверей принципиально не изменилась, но сделана уже по-человечески: ручки замков не болтаются, их пластмассовая окантовка не вываливается, как прежде. У сидений новая обивка. Все собрано-прикручено на совесть. Иными словами, почти все недостатки, за которые мы ругали в прошлом году ВАЗ-2123 (см. АР № 7, 2001), ликвидированы.
Откроем капот. Двигатель тот же, что и прежде — ВАЗ-2123 (1,7 л, 80 л.с., распределенный впрыск). Но теперь он получил новую систему выпуска с катализатором и новую управляющую электронику. Это позволило уложиться в нормы токсичности Euro 3. Кстати, эти моторы побывали в Рюссельсхайме: опелевские специалисты решили не модернизировать их и ограничились лишь заменой всех прокладок и уплотнений, которые будут закупаться за рубежом. Вместо обещанного некогда электрического усилителя руля использован гидроусилитель фирмы ZF. Вакуумный усилитель тормозов — фирмы Delphi.
А вот педальный узел остался прежним, несмотря на обещание заменить его на травмобезопасный опелевский (как на Астре). В свое время советник совета директоров GM Дэвид Херманн говорил, что вносимые в конструкцию изменения не должны увеличить розничную цену машины больше чем на $100. Видимо, новый педальный узел оказался для Нивы слишком дорогим...
А может, по мере освоения производства все же появится возможность усовершенствовать другие узлы, сохранив цену машины на нынешнем уровне? Едва ли. Судя по сбивчивым объяснениям представителей СП, они планируют проводить "локализацию наоборот". Например, в дополнение к импортным гидроусилителю и вакуумнику появятся новое сцепление, АБС, кондиционер, подушки безопасности, обогрев сидений и зеркал, электроблокировка замков дверей... Кое-что из этого списка придется закупать за рубежом — значит, хорошо оснащенные машины будут стоить дороже $10000. А это уже приведет к тому, что новая Нива вступит в прямую конкуренцию с внедорожником Kia Sportage, который собирается в Калининграде и по мере наращивания темпов локализации будет дешеветь. Это машины примерно равных потребительских качеств. Кто из них окажется лучше по соотношению цены и качества, мы сможем сказать лишь после сравнительного теста. Тогда же мы узнаем, избавилась ли возмужавшая Нива от таких серьезных болезней, как посредственная управляемость, высокий внутренний шум и вибрации, — от того, чем нас расстроили предсерийные машины, продававшиеся в прошлом году по $12000. А еще мы планируем оценить уровень пассивной безопасности...
Но это произойдет не завтра и даже не 24 октября (официальная дата начала продаж). Потому что в этом году будет сделано всего 456 машин. И, как обещают, все они будут проданы жителям Самарской области — чтобы завод держал автомобили под присмотром и мог бороться с детскими болезнями. Похвальная забота о качестве! С другой стороны, это говорит о том, что машина еще сыра... Пожалуй, в этом — одно из самых важных отличий тольяттинского СП от фордовского завода во Всеволожске. Там после официального открытия с конвейера начали сходить товарные машины, которые сейчас продают в любом регионе, а не только в Ленинградской области.
А реальная возможность приобрести Шевроле Ниву появится лишь в следующем году, в течение которого, согласно плану, должно быть выпущено уже 35 тысяч автомобилей. А дальше? В 2005 году мощность СП должна достигнуть 75 тысяч машин. Экспорт в страны Европы, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока начнется в конце 2003 года. Примерно тогда же на этом конвейере должен появиться и Opel Astra. Это еще более серьезный шаг, и все обещает быть по-взрослому: например, кузова для Астры будут сваривать и окрашивать на СП. Параллельно будет развиваться производство Нивы: появится модификация с опелевским мотором объемом 1,8 л, иной трансмиссией (возможно, от Suzuki Vitara), поговаривают о фиатовском дизеле...
Мы искренне хотим, чтобы все получилось именно так, как задумано. Главное — поменьше пышных мероприятий для галочки, как это было 23 сентября. В спорте за повторный фальстарт снимают с дистанции.

Максим КАДАКОВ, Владимир ЕРЕМКИН
Авторевю
01.12.2008 09:25:11
Последние статьи
  03.08.2020 Лада готовит молодёжную версию Иксрея Кросс
  02.07.2020 Как не дать угонщикам шанса
  01.06.2020 Грузинский туроператор предлагает российские кемперы для путешествий по Кавказу
  06.05.2020 Жар под капотом
  08.04.2020 Кто делает погоду в российском автопроме
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!