Принципиальная схема подвески "двадцать третьей" от "Нивы" ничем не отличается. Передняя подвеска независимая, на двух поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска зависимая, с пятью реактивными штангами. Но если посмотреть внимательнее, окажется, что, кроме принципиальной схемы, общего в передней подвеске не так уж и много.
Прежде всего следует отметить, что изменилось положение передних лонжеронов - у "двадцать третьей" они находятся над подвеской. Поперечина передней подвески изменилась не очень - на ней появились кронштейны для крепления переднего моста. Зато появились новые детали - траверсы. Траверсы крепятся к поперечине и соединяют ее с лонжероном. К ним же крепятся верхние чашки пружин и верхние кронштейны амортизаторов. Таким образом, передняя подвеска может быть полностью собрана вместе с передним мостом до установки на автомобиль, что позволяет значительно упростить процесс сборки и ремонта автомобиля. Соединение подвески с лонжеронами через траверсы увеличивает жесткость и прочность лонжеронов. Зато при лобовом ударе подвеска как бы "отстегивается" от лонжерона за счет оригинального крепления и лонжероны легко деформируются, поглощая энергию удара.
Рычаги передней подвески несколько изменились по форме и длине, однако технология их изготовления полностью сохранилась. Оси обоих рычагов развернуты на несколько градусов (нижнего - в горизонтальной плоскости, верхнего - в вертикальной). Это необходимо для того, чтобы обеспечить нулевое плечо обката, когда ось, проходящая через шаровые опоры, пересекается с поверхностью дороги точно в середине пятна контакта шины. Такая конструкция обязательна при использовании диагонального контура тормозов и антиблокировочной системы (АБС), так как существенно повышает устойчивость автомобиля при торможении. Шаровые опоры также новой конструкции, обладающие повышенной износостойкостью и долговечностью. Увеличена длина пружин передней подвески. Это позволило увеличить ее ход, что немаловажно для внедорожника. Жесткость пружин сохранилась такой же, как у "Нивы", но, поскольку нагрузка на переднюю подвеску возросла, плавность хода автомобиля при той же жесткости пружин заметно улучшилась. Оригинальная кинематика передней подвески в сочетании с увеличением колесной базы позволила практически полностью исключить известный всем недостаток "Нивы" - продольную раскачку (галопирование) на дорожных неровностях.
Амортизаторы стоят так же, как у "Нивы", но их конструкция обновилась. Новые амортизаторы разборные, имеют большую размерность, более надежное уплотнение и, естественно, другие характеристики демпфирования. И, наконец, стабилизатор поперечной устойчивости имеет толщину 24 мм (вместо 20 мм у "Нивы"), что позволило снизить крены автомобиля в повороте.
Задняя подвеска изменилась значительно меньше. Пружины сохранили "нивовские" размеры, но стали несколько жестче (в связи с увеличением нагрузки). Амортизаторы не только изменились сами (как и передние), но и изменили свое положение. Теперь они расположены вертикально перед балкой заднего моста. Соответственно изменились и кронштейны их крепления. Такое расположение амортизаторов позволило существенно снизить поперечное перемещение заднего моста при проезде неровностей, особенно на высокой скорости.
Теперь о рулевом управлении. Конструкторы сделали максимум возможного для снижения усилия на руле - владельцы "Нив" хорошо знают, какое усилие нужно прикладывать к рулю 213-й, особенно при парковке.Прежде всего увеличено до 20,6 передаточное число рулевого механизма (у "Нивы" - 16,4), что уже обеспечивает снижение усилия на руле. Вал сошки сделан с тремя опорами на игольчатых подшипниках вместо знакомого всем двухопорного на подшипниках скольжения. Две опоры расположены, как и у "Нивы", в нижней части картера рулевого механизма, а третья разместилась в верхней крышке. Это не только снизило усилия в рулевом управлении, но и позволило существенно увеличить его надежность. Появились шариковые подшипники и на оси маятникового рычага - еще одна мера для снижения усилия. Но и это еще не все. На "двадцать третьей" впервые в истории отечественного автостроения появился электрический усилитель рулевого управления.
Электрический усилитель работает только при небольших скоростях движения - до 10 км/ч, зато позволяет снизить усилие при повороте колес на месте и при парковке почти в 7 раз! Устройство его и принцип действия достаточно просты. Электродвигатель через червячную пару связан с валом рулевого управления. При подаче на него напряжения в зависимости от полярности электродвигатель вращается в ту или другую сторону и помогает водителю поворачивать руль. Управляется это устройство с помощью небольшого компьютера, получающего сигналы от датчиков усилия на руле, скорости автомобиля и оборотов двигателя. Пока еще электроусилители не получили широкого распространения в основном по одной причине - крайне сложно обеспечить обратную связь на руле. Водитель по усилию на руле практически не в состоянии понять, на какой угол повернуты управляемые колеса. Особенно это важно при движении на большой скорости по извилистой дороге. Вот этот недостаток и постарались исключить вазовские конструкторы, ограничив скорость, при которой работает усилитель, до 10 км/ч. При парковке обратная связь не так важна, а при движении на более высоких скоростях усилитель "не мешает" облегченному рулевому управлению выполнять свои обязанности.
И еще одно изменение, связанное с рулевым управлением, - изменена конструкция шарниров равных угловых скоростей (ШРУС). На "двадцать третьей" измененные ШРУСы позволили увеличить угол поворота управляемых колес на несколько градусов. Результат - радиус поворота "двадцать третьей" остался таким же, как у "Нивы", несмотря на заметное увеличение колесной базы. Снижение усилия на руле позволило использовать на "двадцать третьей" рулевое колесо от "десятки" диаметром 380 мм. Со временем должно появиться еще одно рулевое колесо со встроенной в него подушкой безопасности.
Изменения, внесенные в тормозную систему, направлены на снижение усилия на педали тормоза и обеспечение возможности установки антиблокировочной системы (АБС), т.е. на увеличение безопасности автомобиля. В тормозной системе появился новый главный тормозной цилиндр диаметром 22,2 мм с корпусом из алюминиевого сплава. Результат - уменьшение рабочего хода педали тормоза почти на 25% и снижение массы узла на 0,5 кг. Новым будет и вакуумный усилитель тормозов диаметром 9 дюймов (у "Нивы" диаметр усилителя - 8 дюймов). Вот это как раз то самое мероприятие, которое способствует снижению усилия на педали тормоза. Исполнительные механизмы тормозов сохранились такими же, как у "Нивы". Передние тормоза дисковые, с тремя рабочими цилиндрами, задние тормоза барабанные, с автоматической регулировкой зазоров между колодкой и барабаном. Изменился только материал тормозных колодок. Новый безасбестовый материал, разработанный Ярославским институтом асботехнических изделий (НИИАТИ), обеспечивает более высокую эффективность торможения, обладая при этом лучшей износостойкостью.
Тормозная система двухконтурная, диагональная. Это значит, что при обрыве одного контура работают тормоза на колесах, расположенных по диагонали: переднее правое с задним левым или переднее левое с задним правым. Использование диагональной схемы необходимо для того, чтобы обеспечить возможность применения на автомобиле АБС, которая будет устанавливаться на часть автомобилей. В связи с этим изменился и регулятор тормозных сил - на "двадцать третьей" использован двухконтурный регулятор от "восьмерки", расположенный на кузове над задним мостом и соединенный торсионом с балкой заднего моста. Появились изменения и в стояночном тормозе. В связи с увеличением колесной базы увеличилась длина тросов. А новый более длинный рычаг стояночного тормоза с мелкозубчатым сектором обеспечил заметное снижение усилия.
Во что же "обут" автомобиль ВАЗ-2123? Документацией предусмотрена установка шин двух размерностей - 205/70R15 и 205/75R15. Каждая из этих шин может быть в двух вариантах: с дорожным рисунком протектора и категорией скорости Т (190 км/ч) или с зимним рисунком типа М+S и категорией скорости Q (160 км/ч). На сегодня российская шинная промышленность готовится к выпуску только шин размерности 205/70R15 с дорожным рисунком протектора. ВАЗу предложен выбор из пяти шин. Две шины разработаны Научно-исследовательским институтом шинной промышленности (НИИШП). Модель LM-2 осваивается в Белоруссии на Бобруйском шинном заводе, а модель "Меридиан" - в Татарии на Нижнекамском шинном заводе. Оба завода входят в число постоянных поставщиков ВАЗа. Кроме того, по одной модели шин собственной разработки представили и другие российские шинные заводы: Московский - модель М-241, Волжский - модель Вл-42 и Кировский - модель К-175. Сегодня все эти шины проходят последние испытания, но пока еще неизвестно, кто "выиграет" и станет постоянным поставщиком шин для "двадцать третьей". Шины размерности 205/75R15 и шины типа М+S пока еще в стадии разработки, но в ближайшее время уже должны появиться на ВАЗе для испытаний.
Будущие владельцы "двадцать третьих", больше доверяющие импортным шинам, смогут приобрести себе шины в магазине. Сегодня в продаже большой выбор шин 205/70R15 и 205/75R15 с категориями скорости Т и Q известных мировых фирм Good Year, Bridgstoun и американских производителей Cooper, Dayton, General. Любителям полазить по крутой грязи никто не мешает поставить на свой автомобиль и шестнадцатидюймовые колеса с шинами 195-16 модели ВлИ-5. Посадочные размеры и большие колесные ниши вполне позволяют это сделать.
Александр Смирнов
"Семь Верст" #38"99
01.12.2008 09:25:22