Планы организации совместного проекта ВАЗ - GM, оцениваемого в $500-600 млн., обсуждались несколько лет. Совет директоров General Motors не один раз брал тайм-аут. Сроки подписания соглашений откладывались, но переговоры не прекращались, не смотря на сложную экономическую ситуацию в России. Многие зарубежные компании в середине 90-х отказались от своих первоначальных планов по завоеванию российского авторынка. Однако проект ВАЗ-GM представлялся выгодным обеим сторонам. Для ВАЗа - это возможность выпуска автомобилей под знаменитым брендом и усиление собственных позиций на мировом рынке, для GM - освоение огромного российского авторынка через крупнейшего производителя. С момента подписания трехстороннего соглашения АВТОВАЗа с GM и ЕБРР прозвучало множество самых различных мнений в адрес проекта. Сегодня очевидно, что это самое крупное капиталовложение в российскую автомобильную промышленность. Для американской стороны проект GM - АВТОВАЗ занимает второе место по величине в инвестиционной программе. Сразу после казахского трубопровода. Более того, после подписания окончательного соглашения, Тольятти стал для США центром их сотрудничества с Россией.
На вопросы издания отвечает генеральный директор СП GM-АВТОВАЗ г-н Джон Милонас.
- Согласно планам, завод СП GM- АВТОВАЗ должен вступить в строй в сентябре 2002 года. Какова на сегодняшний день степень готовности проекта?
Джон Милонас:
Вопрос очень своевременный. Буквально вчера мы рассматривали наши планы. Работа идет четко в соответствии с определеным ранее графиком. Мы уже начали строительство корпусов. Меньше чем через год проект "GM-АВТОВАЗ" вступит, пожалуй, в самую интересную стадию: в сентябре 2002 года с конвейера совместного предприятия должна сойти первая "Шеви-Нива". Я даже могу назвать официальную дату - 23 сентября 2002 года. По крайней мере, так мы планируем. Уже создана и начала действовать рабочая группа, разработан график ввода в эксплуатацию нового предприятия. Что касается собственно строительства - предполагается реконструировать уже существующие вазовские корпуса и построить цех окраски и ряд вспомогательных сооружений.
Помимо этого, проводятся тендеры по выбору генерального подрядчика новостройки и компании для осуществления монтажных работ. Планируется, что генподрядчик будет использовать услуги местных строительных организаций.
- В СМИ проходила информация о развертывании на базе будущего СП в Тольятти производства автомобилей Opel Astra T-3000. Принято ли это решение?
Джон Милонас:
Компании собирались выпускать Opel Astra и новую версию внедорожника "Нива". Cейчас обсуждается вопрос производства только "Нивы-2123". GM отказалась от первоначальных планов производства Opel Astra в России, поскольку машина получалась слишком дорогой для местного рынка. Мы подсчитали, во сколько обойдется производство Astra в Тольятти и поняли, что в розничной продаже машина будет стоить не менее $10000-12000, а это уже не выдерживает конкуренции. Тем не менее, производство "Астры" входит в наши планы и мы осуществляем определенные шаги для создания всех условий по выпуску "Астры". Официальное решение еще не принято. Нам нужно окончательное утверждение по этому вопросу.
- За время, прошедшее с подписания договора об СП, были ли определены рынки сбыта новой "Нивы"?
Джон Милонас:
Мы планируем продавать новую "Ниву" по всему миру, но у нас есть обязательства обеспечить российских потребителей хорошим качественным недорогим автомобилем. Мы постараемся поставлять 50% машин на российский рынок и 50% на экспортный рынок. Это Европа, Америка, Латинская Америка, Ближний Восток и Азия.
- Чем объясняется столь широкая география поставок ?
Джон Милонас:
Это объясняется желанием компании создать мощную сеть для реализации автомобилей. И осваивать новые страны в плане поставок. Мы бы хотели производить большое количество машин и продавать их по всему миру. Мы считаем, что "Нива" - это хороший продукт, а создание обширного рынка поможет нам хорошо реализовывать этот продукт. Другими словами: хорошего внедорожника должно быть много.
- Какие регионы считаете приоритетными для нового внедорожника?
Джон Милонас:
Прежде всего это Россия. В первый год мы будем производить только для России. На следующий год - для европейского рынка, а на третий год мы расширим свою географию поставок на Америку, Индию и другие страны.
- Как планируете формировать российскую дилерскую сеть для продвижения "Chevy Niva"?
Джон Милонас:
Я никогда не отвечал на этот вопрос прежде. Но у нас есть план создания дилерской сети, включающий 90 дилеров. Первые дилеры будут в Тольятти. Это определенно. В наших интересах привлекать и зарубежных дилеров. Мы будем выбирать лучших. Планируется, что и сервисное обслуживание нового автомобиля будет происходить через отобранных нами дилеров.
- Какова судьба сборочного проекта в Елабуге? Возможно ли повторение подобной ситуации в Тольятти?
Джон Милонас:
На сегодняшний день этого проекта как такового нет. Мы расторгли соглашение с Елабугой на прошлой неделе. В Тольятти совершенно иная ситуация. Здесь другое производство и продукт этого производства тоже другой, иные технические решения, другая инфраструктура поставок. Все совершенно по-другому. Мы полностью исключаем возможность развития ситуации в Тольятти по Елабужскому сценарию.
- Вас не смущают специфика российского авторынка и невысокая покупательская способность большинства россиян?
Джон Милонас:
Абсолютно не смущает. Рынок в России достаточно большой. По нашим данным здесь ежегодно продается около 2 000 000 машин. Тип машин, которые мы будем производить составляют меньшую долю продаж. Я имею в виду внедорожники. Но, например, "Ниву" по информации АО АВТОВАЗ, продают в объеме 50 000 ежегодно. Мы же хотим создать доступную по цене для российского покупателя, но более совершенную модель. Средняя цена автомобиля по предварительным подсчетам составит $8 000. Базовая модель будет стоить немного дешевле, а усовершенствованная - (с дополнительными опциями) - чуть дороже. Конечно, если покупатель скажет: "Я хочу такие же опции, как на экспортном варианте автомобиля", он сможет приобрести именно такую машину, но она и стоить будет несколько дороже. Мы введем достаточное количество новшеств. Базовая "Нива" будет оборудована двигателем и трасмиссией от "Опеля". Но у потребителей будет выбор между машинами с двигателем и трансмиссией ВАЗа и машинами с двигателем и трасмиссией "Опеля". На экспорт мы будем предлагать машины с "опелевской" комплектацией. Это объясняется желанием создавать продукт европейского уровня.
- Не секрет, что в Тольятти много прекрасных инженеров, готовых выполнять сложные технические задачи. Но сегодня на заводе отсутствуют современные технологии. А без них невозможно выпускать хорошие автомобили. Как вы решаете эту проблему?
Джон Милонас:
В отношении современных технологий, я думаю, проблем у нас не будет. GM высоко технологичная компания. Мы со своей стороны, обеспечим наш проект современными технологиями. А АВТОВАЗ и город, со своей стороны, обеспечат СП грамотными сотрудниками. На работу в GM-АВТОВАЗ мы планируем брать местных специалистов. В Тольятти действительно много квалифицированного персонала. Не только среди инженеров. Я должен признать, что здесь много образованных молодых людей с прекрасными перспективами на будущее. Однако, им необходимо дополнительное обучение.
Мы будем очень тщательно отбирать сотрудников для управленческой работы в компании. Но заняться их обучением мы планируем сами. Компания окажет этим людям поддержку, обучая на базе GM по всему миру и в основном в Европе. Затем они вернуться сюда в качестве консультантов и будут помогать нам в процессе организации и становления совместного проекта.
- В СМИ появилась информация что команда СП уже сформирована. Кто входит в эту команду?
Джон Милонас:
Да, основная команда уже сформирована. В этом году у нас будет работать около 90 человек. В следующем году - около 1000. Сейчас мы выбираем основной костяк. Позже к ним добавятся еще некоторое количество основных специалистов. Все это будет происходить в точном соответствии с планом. Сегодня мы можем назвать уже некоторые имена: Памела Смит - финансовый директор, Петра Петерхансел - директор по качеству, директор по управление материалами - Джек Китон, директор по закупкам - Рольф Никвет, Марек Пензо - директор по производству. Два топ-менеджера у нас русские - это мистер Скульский - директор по персоналу и мистер Шульга - директор по связям с общественностью. Общее число иностранцев в компании будет всего 13. В течение 3-х лет оно вдвое сократится. А еще через пять лет останется только 2 иностранных специалиста. Остальные будут - русские. Это связано с тем, что мы считаем абсолютно излишним держать на производстве в России западных специалистов. Тем более, что мы высоко оцениваем уровень конструкторов, дизайнеров и инженеров российского автогиганта.
- Повлияет ли, на Ваш взгляд, запуск СП на ситуацию на АВТОВАЗе и в Тольятти вообще - ведь это новые стандарты, технологии, темпы, уровень оплаты труда и так далее. Не опасаетесь ли роста социальной напряженности на автогиганте?
Джон Милонас:
Роста социальной напряженности ожидать, я думаю, не стоит. Я считаю, что ожидания многих чересчур завышены, они должны быть более умеренными. А на ситуацию в Тольятти вцелом, запуск СП, конечно, повлияет. В хорошем смысле. Дело в том, что новые технологии, применяемые в GM обязывают людей работать на другом уровне. Более качественном, более технологичном. Для этого потребуются, несомненно очень хорошие, фундаментальные знания. Специалисты GM считают, что для более эффективной реализации совместного проекта будетцелесообразным внедрение уже опробованной системы производства. Основными принципами этой системы являются производство качественной продукции с наименьшими затратами, сокращение периода подготовки производства, непрерывное развитие, наличие "обратной связи" с потребителями, дилерами, поставщиками в плане качества выпускаемой продукции, обеспечение мотивации сотрудников и усиление персональной ответственности. Если в системе работают образованные люди, система будет работать сама. Повторю, здесь основными являются 3 аспекта: с нашей стороны - обучение и поддержка, со стороны сотрудников - дисциплина. Мы считаем, что эта система даст хороший результат. Когда к нам приходит человек, например, с АВТОВАЗа, его начальная зарплата может быть на 15%-20% выше. Конечно, по мере совершенствования его навыков, зарплата будет расти. У нас разработана система поощрений и карьерного роста. В этом плане я считаю, что более важным является рост интеллектуальный, нежели рост заработной платы. Работая на СП, люди получат возможность значительного повышения квалификации. А происходить это будет достаточно быстро, поскольку в Тольятти люди высоко образованны и разбираются в деле. Самое важное для нас сегодня, чтобы российский покупатель имел возможность приобретать точно такой же по качеству товар, как и европейский покупатель. В этом плане мы не делаем разницы в между рынками России и Европы.
Светлана Французова.
Газета "Презент Центр", 05.11.2001
01.12.2008 09:25:23