Михаил Емелин, руководитель департамента выставочной деятельности ОАО "АСМ-холдинг" — одного из организаторов салона, был бы, конечно, не против мировых премьер, но прекрасно понимает, что "лучшее время" еще не пришло. Тем не менее, московский смотр отечественного и мирового автопрома, проходящий в российской столице по нечетным годам, уже настолько плотно встроен во всемирный выставочный календарь, что участвовать в нем — дело чести для всякого серьезного производителя машин и компонентов. Кое-кому из замешкавшихся с заявкой и информацией для каталога было даже отказано в аренде выставочных площадей.
— Если считать любую крупную выставку, в том числе автомобильную, барометром состояние отрасли и рынка, что, на ваш взгляд, отразит предстоящий 6-й Российский международный автосалон?
— Во-первых, то, что единственная в России выставка, внесенная в календарь международной организации производителей автомобилей OICA, стала самым крупным мероприятием такого рода в нашей стране. И не участвовать в ней отечественным автомобильным заводам и предприятиям по выпуску комплектующих уже просто невозможно. Исключением в этом году окажется по понятным причинам "Москвич". Широко представят свою продукцию и крупнейшие иностранные автопроизводители, из которых, насколько мне известно, ничего не покажет в Москве разве что FIAT.
Мне представляется, что, во-вторых, автосалон-2003 непременно отразит те позитивные изменения, что происходят с автомобилестроением в нашей стране и на отечественном рынке. Напомню, что именно в период после предыдущей, пятой выставки производить машины в России начал концерн Ford, с конвейера совместного предприятия "GM-АвтоВАЗ" сошли первые Chevrolet Niva, а калининградский "Автотор" всерьез нарастил выпуск пользующихся немалым спросом автомобилей BMW и KIA. Я уже не говорю о буме на рынке новых иномарок зарубежной сборки, который, скажем, год назад и представить было невозможно.
Как ответственный за организацию и проведение автосалона, АСМ-холдинг не вправе требовать от экспонентов перечня выставляемой ими техники и описания самой идеологии показа, но я знаю одно: каждый арендовал на территории "Экспоцентра" больше площади, чем когда-либо. Одна только компания Ford, например, займет свыше 600 квадратных метров. И я уверен, что мировые производители представят не только те модели, что успешно продаются в России, но и машины обновленные, модернизированные, которых пока в салонах нет, то есть автомобили 2004 года. Надеюсь, именно новинки станут доминантой в большинстве экспозиций.
— Известно, что многие машины на автосалоне представят не сами иностранные компании-производители, а их представительства в России или даже дилеры. Не означает ли такой подход не слишком, если так можно выразиться, уважительное отношение концернов к самому статусу Российского международного?
— Действительно, судя по заявкам, автомобили для экспозиций предоставят и те, и другие, и третьи. И ничего необычного в том, что стенд известного производителя формирует местный дилер, нет. Это — вполне устоявшаяся международная практика. Я поинтересовался как-то выставочной стратегией такой известной и уважаемой корпорации, как DaimlerChrysler, в частности, его немецкого подразделения. Так вот, если в 1993 году международных автосалонов в календаре OICA насчитывалось 15, то сегодня, через десять лет, их около двадцати шести. И немцы участвуют от силы в четырех-пяти выставках. Прежде всего, разумеется, в таких престижных, как Детройт, Токио, Франкфурт, Париж, Женева… А на остальных за материнскую компанию работают либо представительство, либо официальный дилер. Но поскольку цель у автопроизводителя и дилера одна — продвигать машины на местный рынок, — головное предприятие помогает экспонентам, в том числе материально, контролирует, обеспечивает теми же выставочными образцами, которых у продавца нет.
Кстати, возможно именно так поступит на автосалоне-2003 UzDaewoo, чьи автомобили расходятся в России рекордными тиражами. Судя по заявкам, она ничего не выставит в Москве под собственным именем, но я не исключаю, что какой-нибудь мультибрендовый дилер, торгующий, в том числе машинами узбекской сборки, представит на Красной Пресне и их.
— Вы сказали об отсутствии на Красной Пресне узбекской компании. А будут ли участвовать в салоне автопроизводители из других стран ближнего зарубежья?
— Да, грузовики покажут Минский и Кременчугский автозаводы, автобусы — Львовский, легковые автомобили — Запорожский.
— На прошлогоднем MIMS мы с коллегами с удивлением увидели в так называемый день прессы 21 августа толпы людей, заполнивших Экспоцентр, но явно не относящихся к СМИ, даже множество детей. Будет ли на этот раз у журналистов возможность поработать спокойно, не деля выставку с обладателями то ли гостевых билетов, то ли каких-то особых пропусков?
— Да, к сожалению, такое бывало. Но на этот раз, заверяю вас и ваших коллег, 25 августа автосалон будет в полном и безраздельном распоряжении прессы. На этот день, кстати, и запланировано подавляющее большинство пресс-конференций участников выставки и прочих пресс-мероприятий. Спокойно, как вы выразились, поработать представители СМИ смогут и 26-го, когда "Экспоцентр" еще не будет доступен для всех желающих, но его посетят те представители деловых кругов, которых пригласят на свои стенды участники салона. Чтобы упорядочить встречи, экспонентам задолго до открытия 6-го Международного предоставлены бизнес-билеты для рассылки партнерам по переговорам. И только 27 августа автосалон откроют для всех.
— И много ожидаете посетителей? Не проявятся ли и в этом году "родимые пятна" крупных выставок на Красной Пресне — острейший дефицит мест для парковки автомобилей, точек общепита, наконец, просто туалетов для многих тысяч людей?
— Автосалон, как я уже сказал, крупнейшее мероприятие такого рода в России, и именно это радующее обстоятельство порождает проблемы, в том числе — неразрешимые. "Экспоцентр", чья инфраструктура совершенно достаточна для сравнительно небольших выставок, задыхается, когда на его территории проходит смотр, соизмеримый по масштабам и популярности с предстоящим августовским. Как правило, его посещают примерно по 40 тысяч человек в день, и это серьезное испытание на прочность всех ресурсов самой территории, ее хозяйственных, пищевых, санитарных объектов, а также окружающих выставку пространств, зажатых в центральной части Москвы. Проблему парковки автомобилей посетителей невозможно решить в принципе, в какие инстанции ни обращайся, на какой уровень руководства столицы или страны ни выходи. Все, что нам удалось в этой сфере, — прибавить на окружающих "Экспоцентр" улицах стояночных мест для машин участников салона.
Что до питания, то, на мой взгляд, людям все же есть, где пообедать, выпить прохладительное или что-нибудь покрепче. Правда, цены кусаются, как, впрочем, на любом аэровокзале, где чашка кофе может потянуть на сотню рублей. Мы могли бы поставить на открытых площадях выставки хоть в пять раз больше палаток, чем сейчас, но беда как раз в острейшем дефиците именно открытых пространств, и дополнительные "точки" просто негде ставить.
— Но если ресурсы "Экспоцентра" уже неадекватны масштабам крупнейшего автосалона, стоит, может быть, поискать другое выставочное пространство?
— Подскажите, где. Насколько мне известно, другого комплекса, способного конкурировать с краснопресненским, в Москве пока нет. Что-то, знаю, строится за пределами МКАД, но удобно ли туда добираться посетителям, окажется ли это "что-то" престижным местом для участников выставок — большой вопрос.
— Еще о грустном. Скажутся ли на работе автосалона повышенные меры безопасности, введенные в Москве после терактов в Тушино и на Тверской-Ямской? Все-таки предвидится особо массовое скопление людей, да еще в течение целой недели...
— До открытия автосалона в "Экспоцентре", который и отвечает за безопасность на выставках, затишье, никаких мероприятий на его территории нет. Поэтому и опробовать дополнительные меры хотя бы на экспозициях небольшого масштаба пока невозможно. Сразу после терактов ввели режим, ранее не практиковавшийся, — вплоть до проверки сумок посетителей. Проблема в том, однако, что регламент безопасности, нормально работающий при наплыве полутора — трех тысячи человек в день, парализовал бы всю работу автосалона с его 40-тысячными толпами. Нельзя же, согласитесь, заставлять граждан занимать очередь на выставку утром, чтобы пройти на нее лишь вечером.
О каких-либо особых мерах безопасности, отразившихся в приказах, инструкциях, распоряжениях, мне пока неизвестно. Но очевидно, соответствующие службы и люди в самом "Экспоцентре", в других причастных к проблеме ведомствах ею занимаются. Как мне представляется, решение в усилении прежде всего пропускного режима, и введении дополнительных мер по обеспечению безопасности на территории салона.
22.08.2003 - Игорь Андреев, Автоизвестия.Ru
01.12.2008 09:25:30