поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

История автосалонов в Москве "Газета.ру": От Манежа до Красной Пресни

Очередной московский автосалон откроется 25 августа. Сегодня автомобильный историк "Газеты.Ru" Лев Шугуров вспоминает о предшественниках MIMS и "Мотор-шоу", которые проходили в прошлом веке, во времена Российской империи и СССР.

Начало показам автомобилей в столице положила Московская международная выставка автомобилей, двигателей и спорта. Она открылась 14 мая (по новому стилю) 1908 года в Манеже и действовала 18 дней. Успех ее был колоссальным. На стендах было представлено 152 автомобиля и мотоцикла. Тридцать тысяч человек посетили экспозицию.
На выставке обрела хозяев добрая сотня машин, что очень много по тем временам – в Москве в ту пору их было не более двухсот.

"Здесь торговцам представляется удобный случай соблазнить всех колеблющихся и совратить их в автомобилизм"
Единственным автомобильным изданием, выходившим в 1908 году в России, был петербургский журнал "Автомобиль". В некоторых моментах мнение журнала об автосалоне-1908 можно применить и к сегодняшней ситуации в России...

Так что ж, автомобильный парк Первопрестольной вырос на треть? Нет, конечно – московская выставка привлекла большое количество посетителей и покупателей из соседних губерний. Сама по себе выставка дала мощный толчок автомобилизации города. В результате в 1909 году, несмотря на плохое состояние дорог, автомобильный парк Москвы увеличился до 264 машин (включая грузовики и автобусы), а в 1910-м уже достиг 518 единиц.

Импорт в Россию автомобилей всех видов составил в 1908 году 879 штук, а отечественное производство (фирмы "Лесснер", "Фрезе", "Дукс") давало несколько десятков машин. Что касается самой Москвы, то в ней работала фирма "Дукс", которая выпускала "Дуксмобиль", мотоциклы и велосипеды, а также экипажно-автомобильная фабрика П. П. Ильина. Торговали автомобилями предприятия и торговые дома "Лист" (машины Benz), "О. Ростоцкий" (Buessing), "Г. Марк" (N.A.G.), "Г. Жемличка" (Berliet), "Братья Крыловы" (Loreley) и другие. Самыми распространенными в Москве мраками были Benz, Berliet, La Buire и Mercedes. Любопытно, что П. П. Ильин не только по заказам изготовлял кузова, но и торговал французскими машинами La Buire.
Московская выставка в автомобильной истории страны была второй по счету – первая состоялась годом раньше в Петербурге.

В нынешней столице широко были представлены фирмы Benz, Peugeot, Panhard-Levassor, Cottin-Desgouttes, N.A.G., Buessing, Saurer, N.S.U., Luc, FIAT и другие. Из 114 легковых машин 18 были представлены как шасси, то есть на них после покупки устанавливались кузова производства Ильина, братьев Крыловых, Г. Марк и других фирм.

Следующей крупной автомобильной экспозицией в Москве стала выставка, устроенная в 1925 году на территории Нескучного сада (ныне ЦПКиО имени Горького). Ее экспонатами стали более сотни автомобилей 32 марок – легковых, грузовых, автобусов, пожарных, а также мотоциклов. Значительную часть этих машин организаторы взяли из автомобилей, заявленных иностранными заводами на Всесоюзный испытательный пробег 1925 года, который состоялся для определения лучших автомобилей для российских условий. К ним прибавился десяток машин советских заводов АМО (ныне – ЗИЛ) и БТАЗ № 2 (Бронетанкоремонтный завод № 2, входивший в объединение "Промбронь", позже стал называться Танковым заводом № 37)

Таким образом, выставка, проходившая осенью 1925 года, являлась международной и была довольно представительной. В ее корпусах, в том числе и сохранившемся до наших дней павильоне "Шестигранник", стояли машины ста марок. На стендах были представлены автомобили, марки которых и сегодня фигурируют на российском рынке: Citroen, FIAT, Mercedes-Benz, Tatra. "Гвоздем" выставки стали две машины Mercedes новейшей модели "24/100/140", снабженные компрессорами.

После выставки советское государство приобрело крупные партии представленных машин.

С тех пор московские выставки автомобилей с участием зарубежных фирм не проводились почти 70 лет. Правда, в 1943 году на набережной Москвы-реки открылась выставка трофейной военной техники. На ней наряду с танками, пушками, стрелковым оружием и другой техникой демонстрировались и автомобили. Это были модели немецких, чешских, венгерских, французских и итальянских заводов – Horch, Krupp, Magirus, Buessing-NAG, Krauss-Massey, Skoda, Praha, Tatra, RABA, Breda, Hochkiss, Somua.

Позже, в 1940–1970 годах (в основном в "Сокольниках" и на ВДНХ) проходило немало национальных выставок – Финляндии, Чехословакии, Венгрии, Польши, ГДР, Италии и даже США, на которых были представлены и автомобили.
Началось все с выставки Финляндии, на которой рядом с мебелью из карельской березы и мехами был выставлен местный грузовик Sisu.

Потом на чешской выставке советская публика увидела легковушки Tatra Plan, Aero Minor, Skoda 1101 (также в вариантах родстер и развозной фургон), грузовики Praha RN и Praha RND, Aero A150, Skoda 806, Tatra 111, а также автобусы от Skoda и Tatra. Венгерская выставка изобиловала разнообразными "Икарусами" и грузовиками Chepel. На польской экспозиции помимо всего прочего были представлены автомобили Nysa, микроавтобус Zuk, легковушки Warszawa, FIAT-126 P, FIAT-125-P (модель, очень похожая на ВАЗ-2103), грузовики Star и автобусы Yelcz. ГДР была представлена грузовичками IFA, легковушками Trabant и Wartburg и автобусами среднего класса Robur.

В 1959 году состоялась американская выставка, на которой были представлены все модели, выпускавшиеся в то время в США, что вызвало колоссальный интерес в Москве. В конце 60-х прошли сразу две итальянских выставки, одна из которых была посвящена кузовостроению. Лучшие свои образцы туда привезли ателье Bertone и Pininfarina. А чуть позже на национальной выставке можно было увидеть и FIAT. Возможно, кстати, это повлияло на решение советских властей сделать новую массовую малолитражку как раз на основе этой машины. Так, СССР получила ВАЗ.

В 1973 году в Москве состоялась большая выставка Mercedes, на которой были представлены самые разнообразные модели этой фирмы. А в конце 80-х в экспоцентре на Красной Пресне были представлены несколько японских автопроизводителей – Toyota, Nissan, Mazda, Daihatsu…
Что же касается отечественного автопрома, то впервые его достижения были представлены в 1952 году на набережной в Парке имени Горького.

Выставка отечественных тракторов и автомобилей была довольно скудной – 17 машин, среди которых 12 уже известных автомобилей. Правда, если до этого все привыкли видеть ГАЗ-51 или ЗИС-150 в защитно-зеленой окраске, то на набережной они были раскрашены в необычный светло-бежевый цвет.

Пять лет спустя, на нынешней ВДНХ, тогда называвшейся ВСХВ, состоялась закрытая выставка достижений автотехники – вход туда был только по приглашениям. На ней можно было увидеть несколько так называемых концепт-каров и перспективных разработок. Например, "Москвич-410" повышенной проходимости. Потом российские автосалоны проходили на ВДНХ… раз в десять лет. Первый такой салон состоялся в 1964 году и посвящен был 40-летию отечественного автопрома. С каждой выставкой было все больше опытных и специальных экземпляров.
Например, в 1984 году представили "машину для перевозки недоношенных детей" на шасси ГАЗ-53 и "цистерну для перевозки воды для чабанов".

Некоторые машины представляли на выставках НТТМ – научно-технического творчества молодежи. В частности, там дебютировал знаменитый автомобиль "Ока" – его представил молодежный коллектив дизайнеров ВАЗа.

Однако полноценными автомобильными салонами, имевшими международный статус, стали лишь экспозиции девяностых годов. При этом в 1992 году на разных площадках города проходили одновременно три выставки. Одну проводил "АСМ-Холдинг" (организатор нынешних "Мотор-шоу" по нечетным годам) на Красной Пресне, вторую – MIMS – ее организаторы сделали на ВДНХ. Третья же, в Сокольниках, задуманная некоей инициативной группой, по составу не сильно отличалась от первых двух – и там, и там принимали участие дилеры.
В конце концов, ежегодно в августе в столице стала проводиться одна выставка, которая, как и в этом году, располагается на территории выставочного комплекса на Красной Пресне. По нечетным годам это "Мотор-шоу" с международным статусом, по четным – MIMS, в котором участвуют российские производители и немногочисленные дилеры.

19 АВГУСТА 20:20 Лев Шугуров Газета.ру
01.12.2008 09:25:30
Последние статьи
  02.09.2020 О каких автомобилях мечтают россияне
  03.08.2020 Лада готовит молодёжную версию Иксрея Кросс
  02.07.2020 Как не дать угонщикам шанса
  01.06.2020 Грузинский туроператор предлагает российские кемперы для путешествий по Кавказу
  06.05.2020 Жар под капотом
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!