Очередной московский автосалон откроется 25 августа. Сегодня автомобильный историк "Газеты.Ru" Лев Шугуров вспоминает о предшественниках MIMS и "Мотор-шоу", которые проходили в прошлом веке, во времена Российской империи и СССР.
Начало показам автомобилей в столице положила Московская международная выставка автомобилей, двигателей и спорта. Она открылась 14 мая (по новому стилю) 1908 года в Манеже и действовала 18 дней. Успех ее был колоссальным. На стендах было представлено 152 автомобиля и мотоцикла. Тридцать тысяч человек посетили экспозицию.
На выставке обрела хозяев добрая сотня машин, что очень много по тем временам – в Москве в ту пору их было не более двухсот.
"Здесь торговцам представляется удобный случай соблазнить всех колеблющихся и совратить их в автомобилизм"
Единственным автомобильным изданием, выходившим в 1908 году в России, был петербургский журнал "Автомобиль". В некоторых моментах мнение журнала об автосалоне-1908 можно применить и к сегодняшней ситуации в России...
Так что ж, автомобильный парк Первопрестольной вырос на треть? Нет, конечно – московская выставка привлекла большое количество посетителей и покупателей из соседних губерний. Сама по себе выставка дала мощный толчок автомобилизации города. В результате в 1909 году, несмотря на плохое состояние дорог, автомобильный парк Москвы увеличился до 264 машин (включая грузовики и автобусы), а в 1910-м уже достиг 518 единиц.
Импорт в Россию автомобилей всех видов составил в 1908 году 879 штук, а отечественное производство (фирмы "Лесснер", "Фрезе", "Дукс") давало несколько десятков машин. Что касается самой Москвы, то в ней работала фирма "Дукс", которая выпускала "Дуксмобиль", мотоциклы и велосипеды, а также экипажно-автомобильная фабрика П. П. Ильина. Торговали автомобилями предприятия и торговые дома "Лист" (машины Benz), "О. Ростоцкий" (Buessing), "Г. Марк" (N.A.G.), "Г. Жемличка" (Berliet), "Братья Крыловы" (Loreley) и другие. Самыми распространенными в Москве мраками были Benz, Berliet, La Buire и Mercedes. Любопытно, что П. П. Ильин не только по заказам изготовлял кузова, но и торговал французскими машинами La Buire.
Московская выставка в автомобильной истории страны была второй по счету – первая состоялась годом раньше в Петербурге.
В нынешней столице широко были представлены фирмы Benz, Peugeot, Panhard-Levassor, Cottin-Desgouttes, N.A.G., Buessing, Saurer, N.S.U., Luc, FIAT и другие. Из 114 легковых машин 18 были представлены как шасси, то есть на них после покупки устанавливались кузова производства Ильина, братьев Крыловых, Г. Марк и других фирм.
Следующей крупной автомобильной экспозицией в Москве стала выставка, устроенная в 1925 году на территории Нескучного сада (ныне ЦПКиО имени Горького). Ее экспонатами стали более сотни автомобилей 32 марок – легковых, грузовых, автобусов, пожарных, а также мотоциклов. Значительную часть этих машин организаторы взяли из автомобилей, заявленных иностранными заводами на Всесоюзный испытательный пробег 1925 года, который состоялся для определения лучших автомобилей для российских условий. К ним прибавился десяток машин советских заводов АМО (ныне – ЗИЛ) и БТАЗ № 2 (Бронетанкоремонтный завод № 2, входивший в объединение "Промбронь", позже стал называться Танковым заводом № 37)
Таким образом, выставка, проходившая осенью 1925 года, являлась международной и была довольно представительной. В ее корпусах, в том числе и сохранившемся до наших дней павильоне "Шестигранник", стояли машины ста марок. На стендах были представлены автомобили, марки которых и сегодня фигурируют на российском рынке: Citroen, FIAT, Mercedes-Benz, Tatra. "Гвоздем" выставки стали две машины Mercedes новейшей модели "24/100/140", снабженные компрессорами.
После выставки советское государство приобрело крупные партии представленных машин.
С тех пор московские выставки автомобилей с участием зарубежных фирм не проводились почти 70 лет. Правда, в 1943 году на набережной Москвы-реки открылась выставка трофейной военной техники. На ней наряду с танками, пушками, стрелковым оружием и другой техникой демонстрировались и автомобили. Это были модели немецких, чешских, венгерских, французских и итальянских заводов – Horch, Krupp, Magirus, Buessing-NAG, Krauss-Massey, Skoda, Praha, Tatra, RABA, Breda, Hochkiss, Somua.
Позже, в 1940–1970 годах (в основном в "Сокольниках" и на ВДНХ) проходило немало национальных выставок – Финляндии, Чехословакии, Венгрии, Польши, ГДР, Италии и даже США, на которых были представлены и автомобили.
Началось все с выставки Финляндии, на которой рядом с мебелью из карельской березы и мехами был выставлен местный грузовик Sisu.
Потом на чешской выставке советская публика увидела легковушки Tatra Plan, Aero Minor, Skoda 1101 (также в вариантах родстер и развозной фургон), грузовики Praha RN и Praha RND, Aero A150, Skoda 806, Tatra 111, а также автобусы от Skoda и Tatra. Венгерская выставка изобиловала разнообразными "Икарусами" и грузовиками Chepel. На польской экспозиции помимо всего прочего были представлены автомобили Nysa, микроавтобус Zuk, легковушки Warszawa, FIAT-126 P, FIAT-125-P (модель, очень похожая на ВАЗ-2103), грузовики Star и автобусы Yelcz. ГДР была представлена грузовичками IFA, легковушками Trabant и Wartburg и автобусами среднего класса Robur.
В 1959 году состоялась американская выставка, на которой были представлены все модели, выпускавшиеся в то время в США, что вызвало колоссальный интерес в Москве. В конце 60-х прошли сразу две итальянских выставки, одна из которых была посвящена кузовостроению. Лучшие свои образцы туда привезли ателье Bertone и Pininfarina. А чуть позже на национальной выставке можно было увидеть и FIAT. Возможно, кстати, это повлияло на решение советских властей сделать новую массовую малолитражку как раз на основе этой машины. Так, СССР получила ВАЗ.
В 1973 году в Москве состоялась большая выставка Mercedes, на которой были представлены самые разнообразные модели этой фирмы. А в конце 80-х в экспоцентре на Красной Пресне были представлены несколько японских автопроизводителей – Toyota, Nissan, Mazda, Daihatsu…
Что же касается отечественного автопрома, то впервые его достижения были представлены в 1952 году на набережной в Парке имени Горького.
Выставка отечественных тракторов и автомобилей была довольно скудной – 17 машин, среди которых 12 уже известных автомобилей. Правда, если до этого все привыкли видеть ГАЗ-51 или ЗИС-150 в защитно-зеленой окраске, то на набережной они были раскрашены в необычный светло-бежевый цвет.
Пять лет спустя, на нынешней ВДНХ, тогда называвшейся ВСХВ, состоялась закрытая выставка достижений автотехники – вход туда был только по приглашениям. На ней можно было увидеть несколько так называемых концепт-каров и перспективных разработок. Например, "Москвич-410" повышенной проходимости. Потом российские автосалоны проходили на ВДНХ… раз в десять лет. Первый такой салон состоялся в 1964 году и посвящен был 40-летию отечественного автопрома. С каждой выставкой было все больше опытных и специальных экземпляров.
Например, в 1984 году представили "машину для перевозки недоношенных детей" на шасси ГАЗ-53 и "цистерну для перевозки воды для чабанов".
Некоторые машины представляли на выставках НТТМ – научно-технического творчества молодежи. В частности, там дебютировал знаменитый автомобиль "Ока" – его представил молодежный коллектив дизайнеров ВАЗа.
Однако полноценными автомобильными салонами, имевшими международный статус, стали лишь экспозиции девяностых годов. При этом в 1992 году на разных площадках города проходили одновременно три выставки. Одну проводил "АСМ-Холдинг" (организатор нынешних "Мотор-шоу" по нечетным годам) на Красной Пресне, вторую – MIMS – ее организаторы сделали на ВДНХ. Третья же, в Сокольниках, задуманная некоей инициативной группой, по составу не сильно отличалась от первых двух – и там, и там принимали участие дилеры.
В конце концов, ежегодно в августе в столице стала проводиться одна выставка, которая, как и в этом году, располагается на территории выставочного комплекса на Красной Пресне. По нечетным годам это "Мотор-шоу" с международным статусом, по четным – MIMS, в котором участвуют российские производители и немногочисленные дилеры.
19 АВГУСТА 20:20 Лев Шугуров Газета.ру
01.12.2008 09:25:30