Стартовавший вчера российский международный автосалон оставляет противоречивые впечатления. С одной стороны, зарубежные автопроизводители высоко оценивают перспективы российского рынка и предпринимают серьезные усилия, чтобы занять на нем достойное место. Но ни один из них не объявил о новых планах организовать производство в России.
6-й Российский международный автосалон занял 50 000 кв. м в столичном Экспоцентре, его организаторами выступают АО "Автосельхозмаш-холдинг " и компания ITE Group Plc. В выставке принимают участие более 800 компаний из 31 страны.
Участники автосалона не скупятся на победные прогнозы продаж или сообщения о новинках. Например, Ford и Toyota рассчитывают продать в нынешнем году по 20 000 машин каждая против примерно 6700 и 8600 в минувшем, Mitsubishi собирается продать больше 15 000, продемонстрировав рост в 85%. Менее удачливый BMW, чьи продажи в этом году почти не вырастут (компания планирует лишь преодолеть рубеж в 4000 автомобилей против 3886 в 2002 г.) , пообещал резко расширить представленный в нашей стране модельный ряд, а Volkswagen, рассчитывающий, как и в прошлом году, продать около 20 000 автомобилей всех своих марок, представил публике модель Golf бразильского производства и сообщил о грядущих изменениях в дилерской политике.
Volkswagen выводит на рынок машину, которая будет стоить около 9000 евро (примерно $9800) - меньше самых дешевых изделий его чешского подразделения Skoda. Гендиректор российского подразделения Volkswagen Ронни Мюллер считает конкурентом нового автомобиля Daewoo Nexia и подержанные иномарки. "Мы считаем, что в России можно продавать несколько тысяч Gol в год", - говорит Мюллер. В будущем году (именно тогда в России начнет продаваться Golf) ООО "Фольксваген Груп Рус" станет официальным и единственным импортером Skoda в Россию (в отношении марок Volkswagen и Audi эти права компании передаются с сентября).
Ford Motor, сделавший ставку на внутрироссийское производство, заявил о беспрецедентном - до 5% годовых - снижении стоимости кредита на покупку Focus. Зато новых моделей Ford российского производства в обозримом будущем ожидать не приходится. По словам Хенрика Нанзена, президента российского подразделения компании Ford, сейчас проходит модернизацию уже выпускающийся Focus.
Новостей в области производства автомобилей в России нынешний автосалон принес мало. Калининградский "Автотор", собирающий ряд моделей Kia и BMW, прямо в Экспоцентре собирается подписать соглашение о сборке автомобилей еще одной иностранной марки. Как сообщил "Ведомостям" на условиях анонимности информированный сотрудник компании, этой машиной будет Hummer II от General Motors. О грядущей сборке Hummer в Калининграде знают и сотрудники тольяттинского СП "GM-АвтоВАЗ", однако пока ни в GM, ни в "Автоторе" от официальных комментариев на эту тему отказываются.
Подробно о производственных планах вчера говорило лишь руководство ВАЗа. Председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников заявил, что из-за падения спроса завод может прекратить производство "классики". Каданников заявил, что в перспективе производство "ВАЗов" может превысить 950 000 в год, когда к существующим производственным мощностям прибавится новый цех, в котором будет выпускаться около 220 000 автомобилей "Калина".
Вчера публика впервые увидела ВАЗ-2170 - автомобиль С-класса, который в 2005 г. должен стать топ-моделью тольяттинского завода. По признанию представителей ВАЗа, машина создана на платформе ВАЗ-2110, но отличается "измененной внешностью и интерьером, а также с улучшенными потребительскими свойствами". А вот решение о производстве на мощностях СП "GM-АвтоВАЗ" автомобиля Opel Astra, по словам представителей завода, может быть принято в октябре.
"Решение не принято" - вот самый популярный ответ, который можно было услышать от зарубежных участников московского салона на вопрос о возможности организации производства в России. Тору Сайто из Nissan заявил, что его компания изучает такую возможность, но никаких конкретных проектов пока нет. Глава российского подразделения Toyota Фумитака Кавашина говорит, что вопрос о производстве Toyota в России рассматривается, но тоже не дошел до практической стадии. Ронни Мюллер из Volkswagen не отрицает, что руководство компании изучает вопрос производства в России, но и он определенно констатировал, что никаких конкретных решений пока не принималось.
Вице-президент ИГ "Атон" Александр Агибалов считает, что емкость российского рынка недостаточно велика, чтобы сделать проекты сборки иномарок в России быстро окупаемыми. "Рынок иностранных машин сейчас 150 000 - 200 000 в год, весь российский рынок - 1,5 млн. При средней цене импортной машины в $15 000 получается, что рынок машин иностранного производства - $3 млрд. При этом самый крупный игрок на российском рынке - Ford - рассчитывает ежегодно производить 25 000 Ford Focus. При средней рентабельности в 15% получается, что в год Ford будет зарабатывать лишь $45 млн и проект окупится не раньше чем через шесть лет", - рассуждает аналитик.
По мнению аналитика ИК "Метрополь" Дениса Нуштаева, одна из причин, по которой западные производители не спешат разворачивать в России сборочные производства, - отсутствие качественных дешевых комплектующих. "Тому же Volkswagen имеет смысл прекратить поставки машин бразильской сборки только в том случае, если машины российской сборки будут дешевле", - говорит Нуштаев.
Газета "Ведомости" 26.08.03г.