Розовые сны "красных" дизайнеров
На традиционно пресноватом московском автосалоне забрезжило любопытное закулисье. 24 августа в Москве прошла первая российская "Дизайнерская ночь".
Дизайнерские ночи - слеты, неформально организуемые на каждом автосалоне. По рассказам знатоков, никто толком не знает, где это случится и когда, но съехавшиеся на автосалон дизайнеры к ночи непременно сбиваются в рабоче-развлекательную тусовку.
Московская ночь идеально подходила для полетов фантазии - все происходило на 7 этаже Летно-испытательного центра (монструозный "почтовый ящик" на Яузе), куда старинный задыхающийся лифт доставил сотни полторы обаятельных представителей поколений "X", "next" и "sms". Организаторами первой ночи выступили "Британская высшая школа дизайна", пром-дизайнерский ресурс Designet.Ru и "наш человек в Европе" - Владимир Пирожков, ведущий дизайнер по интерьерам Toyota, автор внутренностей Citroen C3 и C5, а также серии концептов.
Хотя корпоративно-культурный Пирожков от расспросов о своей работе изящно уклонился, некие этюды будущего удалось заполучить.
Дизайнер уверен, что внешне машины станут толще, выше и похожи на коров
Виной тому ужесточение норм безопасности, призванных сохранить голову жертвам ДТП. Чтобы не допустить удара пешехода о лобовое стекло, конструкторам придется оставлять десять сантиметров пространства между двигателем и крышкой капота, так, чтобы жертве при столкновении было, что продавить. В итоге кузова просто обречены "распухать". Неизвестно как это скажется на кривой увечий, а на работе дизайнеров это уже сказалось. Как рассказал дизайнер АвтоВАЗ Алексей Плюхин, "Калину" уже "почти подвели" под нормы травмобезопасности, так что машины 2008 – 2009 гг. будут вполне соответствовать новым еврореалиям.
Если говорить об общих тенденциях в дизайне, то, как заметил дизайнер Toyota, художники стремятся сделать интерьер больше, а экстерьер – меньше, то есть машины должны будут дарить больше полезного пространства внутри и занимать в городе визуально и практически все меньше бесполезного места. Кроме того, тенденция сегодняшнего дня - добиться гармонии облика машины с окружающим пространством. Речь не идет о привлечение природных форм для дизайнерских решений, как было с биодизайном поздних восьмидесятых, а о поиске формы, позволяющей гармонично вписать автомобиль в городской или природный ландшафт. Например, в Toyota сейчас стараются "создать имидж гибрида между природой и механизмом".
В идеале цель "Дизайнерских ночей" свободно свести всех со всеми - удавшихся дизайнеров, новичков-мечтателей, студентов, работодателей, подрядчиков. На первой московской Ночи автодизайнеров было немного, событие было изначально нацелено на промдизайн в целом. Впрочем, молодые творцы с радостью демонстрировали диски и эскизы старшим товарищам.
Где лучше искать себя дарованиям? Профессор Никита Розанов, завкафедры дизайна средств транспорта МГХПУ им Строганова, уверен, что искать себя стоит, прежде всего, в России, так как "на Западе мы особо никому не нужны, а перспективы здесь были, есть и будут".
Алексей Плюхин с АвтоВАЗа уверен, что стоит поработать в российском автопроме ради исполнительского мастерства и знания технологий, тем более "после этого человек сможет работать везде".
Старая советская система возлагает на дизайнера не только разработку эскизного дизайн-проекта, но и "ведение" его на бумажно-технических стадиях моделирования и проектирования.
Автохудожник Александр Захаров, автор дизайна гоночных автомобилей "Формула-Русь", "Формула-3" и "Мюллер-Пилот", убежден, что отечественным творцам имеет смысл реализовать себя через мировой автопром. Там наши имеют все шансы, поскольку "всегда умели делать минимальными средствами максимальные вещи" и обладают отличной генетикой ("посмотрите какие девушки здесь ходят!").
Владимир Пирожков признает, что в сфере дизайна на Западе очень жесткая конкуренция и оформить документы на работу там крайне сложно: "нужно прыгнуть через голову". Но все же двигаться придется на Запад: "здесь не найти счастья, здесь нет поддержки со стороны индустрии". По Пирожкову, стоит сначала учиться здесь, устроиться на практику там, и искать там зацепки.
Классические розовые сны дизайнера сродни мечтам молодой актрисы: отловить мастера, показать ему себя и наутро проснуться звездой прямо в первом классе рейса Москва-Ницца.
И кажется это возможно, когда юноша, окруженный толпой любопытных, демонстрирует мэтру наброски под его ободряющие "вот это хорошо..." "нужно больше идей!". Может ли самородок с улицы так красиво прорваться в реально проектирующий автопром? По мнению Алексея Плюхина, теоретически: "да", но на памяти дизайнера таких примеров не было. Владимиру Пирожкову с однокурсником удалось в 90-х напроситься на стажировку в Швейцарию.
Наши автодизайнеры постепенно просачиваются через "железный занавес"
Как обмолвился Владимир Пирожков, "устраиваем свердловчанина во Францию, двое ребят творят в Германии, человек пять русских - в Штатах, одну девочку пристраиваем в Италию". Так или иначе дизайн - та чудесная промышленная рулетка, где несколько гениальных штрихов реально могут сделать кассовый прорыв, марку. Именно дизайн дает сейчас заветную сверхприбыль. Пирожков приводит в качестве примера феноменальный успех Mini, который при себестоимости в $3 тыс. продается вдесятеро дороже. Почему покупают? Коненечно, heritage – очарование марки, имиджа, дизайна.
Организаторы, костяк которых, кстати, составляют земляки-уральцы, на следующий город обещают Дизайнерскую ночь на теплоходе и ажиотаж спонсоров. Поживем-порисуем.
gazeta.ru