Проблема приобретения первоначальных навыков вождения рано или поздно решается самим владельцем, тем более, что недостатка в желании приобрести этот навык никто не испытывает. Количество труда, который приходится при этом затратить, индивидуально для каждого обучающегося. Зависит оно от возраста и многих других индивидуальных качеств, но, рано или поздно, появляется автоматизм, исчезает страх, вождение автомобиля перестает быть тяжелой работой и становится удовольствием.
Для того, чтобы быстрее преодолеть указанный начальный период, особенно, если для вас оказалось недостаточно времени, затраченного на вождение автомобиля во время учебы или после обучения и получения водительских прав прошло достаточно много времени, приобретение или восстановление навыков вождения надо начинать самостоятельно. Как это сделать, вы найдете ниже, только при чтении рекомендаций следует быть внимательным и не упустить главного.
Большинство начинающих водителей, самостоятельно приобретая водительскую практику не задумываются о посадке, хотя правильная посадка водителя за рулем далеко не мелочь, как это может показаться с первого взгляда. Водитель, занимающий неудобное рабочее положение стеснен в движениях, напряжен и быстро устает во время продолжительной поездки, что снижает чувство предосторожности, внимательность, повышает время реакции и тем самым существенно влияет на безопасность. Поэтому, прежде чем продолжать самообучение, постарайтесь по всем правилам устроиться на своем будущем рабочем месте, на котором иногда придется проводить много часов подряд. Это нужно сделать на одном из первых занятий, пока не появилось чувство комфорта несмотря на неправильную посадку, иначе привычка неправильно сидеть за рулем может остаться на всю жизнь и будет очень мешать. Я знаю многих водителей, которые сидят в неудобной позе, быстро устают, но уже не хотят переучиваться.
Чтобы правильно устроиться на рабочем месте водителя, выполните следующие регулировки:
1. Если ваша машина оборудована механической коробкой перемены передач (передачи переключаются рукою во время выжима педали сцепления), то сев на сиденье водителя, сдвиньте его в такое положение, когда вы сможете легко, без заметного напряжения мышц из удобного положения тела на сидении до упора выжимать левой ногой педаль сцепления. В момент, когда педаль выжата до упора, нога должна быть слегка согнута, а снятая с педали, согнута в коленном суставе на угол больше прямого.
2. Людям значительно выше или ниже среднего роста желательна регулировка сиденья по высоте. В том случае, если она предусмотрена конструкцией произведите ее, а если такой возможности нет, то людям небольшого роста необходимо подкладывая подушечки поднять сиденье на такую высоту, чтобы оно удовлетворяло обзорности вперед и вбок. Высоту можно менять и исходя из условий эксплуатации. Например, в городе или при езде по неровным сельским дорогам удобнее сидеть повыше, чтобы точнее рассчитывать расстояния при парковке или преодолении неровностей. При длительной загородной езде рациональнее сидеть низко, в полулежащем положении.
3. Отрегулируйте руль по высоте, длине рук и углу наклона к горизонту. Для городской езды он может быть поднят и развернут вверх, для загородной его нужно опустить и развернуть на себя. Как правило на автомобилях малого и особо малого класса, к которым относится большинство моделей и модификаций отечественных автомобилей, регулировка положения руля не предусмотрена и ее производят наклоном спинки сиденья. Место водителя для роста 150...184 см спроектировано так, что после того, как вы сядете на необходимом расстоянии от педали сцепления, руль будет находиться в удобном положении при наклоне спинки сиденья под углом 25 градусов при низкой и 23 градуса при высокой посадке.
4. Отрегулируйте положение внутреннего и наружного зеркал заднего вида. Их поля зрения должны при неизменном положении головы частично перекрываться.
Посадка на автомобилях с автоматической коробкой перемены передач подбирается идентично, но только сиденье водителя отодвигают не по педали сцепления, которая отсутствует, а по педали акселератора. В этом случае в середине ее рабочей зоны угол между стопою и голенью должен быть близким к прямому.
Первые упражнения, с которых начинают обучение вождению, являются трогание с места и остановка.
Трогание автомобиля с места одна из самых сложных операций в управлении автомобилем, которая тяжело осваивается новичками и не получается даже у опытного водителя в сложных условиях или на незнакомом автомобиле, у которого иначе, например, отрегулировано сцепление. Если при трогании автомобиль дергается и глохнет, у неопытного водителя появляется полнейшая неуверенность в своих силах, боязнь лишний раз остановиться, чтобы потом вновь начать эту неприятную процедуру. Трудность освоения операции трогания с места состоит в том, что водителю надо синхронно и плавно делать два движения: левой ногой отпускать педаль сцепления, а правой нажимать педаль акселератора. При этом действия каждой ноги надо контролировать отдельно, а тут еще появляется другой отвлекающий фактор: автомобиль трогается с места и надо рулить. Как правило, в такой сложной обстановке неопытный водитель теряется и что-то делает не так. Чаще всего забывает о ногах и бросает педаль сцепления. В результате автомобиль дергается и глохнет, а в том случае, если обороты двигателя высоки, может рвануть с места. Для того, чтобы научиться уверенно, без рывков и глушения мотора трогаться с места, важно прочувствовать, что успех при трогании с места в основном зависит от манипуляций с педалью сцепления и значительно меньше от педали газа. При аккуратном пользовании педалью сцепления синхронность действия ног не обязательна: достаточно несколько прибавить обороты двигателя и правильно отпускать педаль сцепления. Чтобы убедиться в этом, рекомендуется проделать два упражнения.
Первое.
На площадке или безопасном участке дороги, куда вас привезли для тренировки, запустите двигатель. Вытяните на себя рукоятку троса управления воздушной заслонкой так, чтобы прогретый двигатель работал на оборотах примерно в два раза выше, чем обороты холостого хода. Снимите правую ногу с педали акселератора и поставьте на пол. Выжмите левой ногой педаль сцепления, включите первую передачу и, плавно отпуская педаль сцепления, дождитесь момента, когда автомобиль тронется с места. В этом положении прекратите отпускать педаль сцепления, подождите пока автомобиль наберет скорость и лишь после того окончательно медленно отпустите ее и снимите с педали ногу. Проехав немного вновь выжмите педаль сцепления. Автомобиль станет останавливаться и его можно быстрее остановить нажав правой ногой педаль тормоза, но по-прежнему не отпуская педали сцепления. Повторите это упражнение несколько раз. Когда оно станет уверенно получаться, немного сбросьте обороты двигателя несколько утопив рукоятку троса управления воздушной заслонкой и попробуйте трогаться на более низких оборотах двигателя.
Уже после первого упражнения становится ясно, как можно без ошибок тронуться с места, естественно, не вытаскивая трос управления воздушной заслонкой. Для этого нужно правой ногой установить повышенные обороты двигателя и зафиксировать ногу на педали акселератора, левой выжать сцепление, включить передачу и, прислушиваясь к оборотам двигателя, медленно, как уже упоминалось, в два приема отпустить педаль сцепления. Для дальнейшего совершенствования навыка проделайте упражнение следующее:
Второе.
Суть второго упражнения заключается в том, чтобы окончательно усвоить тот факт, что плавность трогания и разгона автомобиля зависит от действий с педалью сцепления и почти не зависит от числа оборотов двигателя, т.е. двигатель может работать на высоких или низких оборотах, а также менять обороты, тем не менее автомобиль разгоняется и останавливается независимо от них. Для этого надо научиться трогаться с места с "переменным газом". Делается это так:
Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение, заведите двигатель. Утопите трос управления воздушной заслонкой, чтобы прогретый двигатель работал на нормальных оборотах холостого хода. Поставьте правую ногу на педаль акселератора и периодически кратковременно нажимайте на нее, чтобы двигатель работал с переменными оборотами от холостого хода до повышенных с частотой изменения оборотов около 1 - 1.5 секунды. На слух при таких действиях с педалью акселератора двигатель будет периодически пофыркивать;
Продолжая правой ногой удерживать такой переменный режим работы двигателя, выжмите левой ногой педаль сцепления, включите первую передачу и плавно отпускайте педаль сцепления в ожидании начала движения автомобиля. Как только автомобиль тронется, перестаньте отпускать педаль сцепления, дождитесь пока автомобиль наберет скорость, а затем, уже не сбрасывая обороты двигателя (правой ногой), окончательно отпустите педаль сцепления и продолжайте движение. Для остановки выжмите педали сцепления и тормоза одновременно, выключите передачу, снимите ноги с педалей, правую поставьте на пол, левую обоприте о панель левее педали на так называемую площадку отдыха. Часто новички в период разгона с переключением передач, отпуская педаль сцепления, окончательно не снимают с нее ногу. Надо как можно быстрее избавиться от этого недостатка, пока он не превратился во вредную привычку. Для этой цели надо отработать и довести до автоматизма движение стопы левой ноги, которая сразу же после отпуска педали сцепления даже на короткое время должна возвращаться на площадку отдыха.
Освоение навыков трогания и остановки нужно продолжить на последующих занятиях, постепенно усложняя их. Например, желательно научиться уверенно трогаться с места, когда под одним или двумя колесами лежат небольшие камни.
Приобретение автоматического навыка остановки тоже очень важный момент обучения, поскольку такой навык становится уже какой-то гарантией безопасности. Осваивая операции по троганию автомобиля с места, одновременно отрабатывайте и действия водителя по остановке автомобиля. Постепенно усложняйте упражнения, дополняя их после трогания разгонами с переключениями на высшие передачи, а также останавливая автомобиль в строго ограниченном месте, например, передними колесами на поперечной меловой черте, у какого-нибудь предмета на обочине дороги и пр.
Освоившись с перечисленными упражнениями, приступайте к освоению езды задним ходом. Вначале на достаточно большой по размерам площадке просто покатайтесь задним ходом, описывая круги, восьмерки и другие произвольные фигуры. Во время этих упражнений надо отработать удобную для себя посадку. Обычно перед движением задним ходом водитель смещается на левую часть кресла, повернув корпус спиной в направлении средней стойки. Поставив ноги на педали газа и сцепления, а левой рукой держась за руль, нужно развернуть плечи вправо настолько, пока не появится возможность локоть правой руки положить на спинку водительского кресла. В результате такого разворота обзор через заднее стекло становится вполне удовлетворительным, хорошо просматривается пространство слева ( с правой стороны автомобиля) и достаточно удовлетворительно справа. Включив перед поворотом туловища заднюю передачу, прибавьте обороты и понемногу отпускайте педаль сцепления. Автомобиль тронется, а руль придется вращать одной левой рукой. Предвижу возражения, что для движения задним ходом водителю совсем не обязательно заниматься акробатикой, но не могу с ними согласиться. Если вы сдавая назад пытаетесь держаться, как вам кажется удобным, за руль обеими руками, максимум, что можно сделать в этом положении - это повернуть голову вправо или влево и попытаться что-то рассмотреть через боковые стекла задних дверей. Но в этих случаях всегда останется обширная, периодически неконтролируемая зона и в не просматриваемом секторе в любую секунду может оказаться какой-то ротозей, несмышленыш или внезапно подъехавший транспорт. У меня было несколько случаев, когда я при начале движения задним ходом обнаруживал сквозь стекла правых или левых задних дверей неторопливо отходящих от автомобиля детишек, которые каким-то образом успевали оказаться сзади машины и совершенно не были видны в зеркало заднего вида и в заднее стекло. Двигаясь задним ходом водитель должен видеть дорогу в направлении движения и по сторонам практически также хорошо, как и при движении вперед. Конечно, обзорность при движении задним ходом во многом зависит от конструкции кузова автомобиля. К сожалению на новых современных кузовах с большими объемами багажных отделений она становится хуже и при движении задним ходом водителю приходится не только разворачиваться назад, но и тянуться вверх. Имея такой автомобиль при езде задним ходом будьте особенно неторопливы и осторожны и приучайте себя временами использовать наружные зеркала заднего вида. Однако они должны выполнять вспомогательную роль.
Поездив задним ходом некоторое время без определенного маршрута, освоившись с посадкой, обзором и научившись поворачивать руль левой рукой, начинайте усложнять упражнения. В частности, соорудите из прутиков ворота, в которые сперва въезжайте прямо, затем, двигаясь задним ходом под углом к столбикам ворот и наконец по траектории, параллельной воротам. Естественно, что по мере приобретения навыков, ширину ворот надо снижать. Кстати, время от времени проезжайте их под разными углами и передним ходом. Упражнения на площадке можно прекращать, когда почувствуете, что с началом движения, разгонами, торможениями, остановками и движением задним ходом проблем вроде бы нет, автомобиль стал послушен и вы начинаете чувствовать его как продолжение себя.
Нужно сказать несколько слов о методике указанных тренировок. Начинать отработку каждого приема, независимо от того, есть ли у вас обучающий или вы делаете это самостоятельно, надо не спеша. Затем отдельные приемы следует соединять в блоки типа "трогание-разгон-остановка", "трогание-разгон-переключение-остановка" постепенно увеличивая темп выполнения упражнений вплоть до появления признаков уверенного и динамичного выполнения блока. В этом случае для выработки автоматизма достаточно нескольких десятков повторов, а для достижения общей цели в худшем случае потребуется несколько тренировок продолжительностью час-полтора.
Упражнения по приобретению первоначальных навыков управления автомобилем, начатые на площадке или пустынном ответвлении дороги, нужно продолжить на грунтовых сельских дорогах, на которых, нет мешающего водителю-новичку движения транспорта. На такой дороге ему не придется как на шоссе десятками минут "пилить" вцепившись обеими руками в руль и глядя под колеса, а постоянно переключать передачи, менять скорость и направление движения, объезжая неровности и другие препятствия. При этом без всяких напоминаний он будет вынужден искать переключатели и педали на ощупь. Очень важно в такой обстановке привыкнуть к раскованной удобной посадке и к вращению рулевого колеса на небольшие углы (90 – 180 градусов) левой рукой. Подчеркиваю, именно левой, т. к. правая должна заниматься другими делами: переключением передач, работой с переключателями на панели приборов и пр. Хорошо, если на этой дороге есть резкие спуски, а также короткие крутые подъемы, когда водитель вынужден вести машину по памяти, имея в поле зрения участок неба. Акцент в управлении автомобилем на левую руку чрезвычайно важен, но это не означает, что правая рука не должна касаться руля. Нормальное положение рук на руле при движении по прямой для большинства автомобилей предназначенных для правостороннего движения "без четверти час" или "без четверти три": левая сбоку, правая почти сверху или, соответственно, на диаметрально противоположной стороне обода. Из этого положения удобнее всего крутить руль в любую сторону. В первом положении пальцы левой руки, держащей руль, достают до переключателей сигналов поворота и света фар без отрыва последней от руля. Во втором положении пальцы правой руки без ее перемещения по ободу достают до рычага включения стеклоочистителя. При длительной езде в таком положении руки меньше устают, особенно если они почти выпрямлены. Если вам в пути попадется водитель, левая рука которого вальяжно торчит из окна, старайтесь как можно быстрее избавиться от его соседства. Это беспомощный, но самодовольный экземпляр, который рано или поздно поплатится за свою беспечность: ведь безопасность езды практически всегда обеспечивается готовностью водителя не упустить тот миг, когда надо немедленно действовать, а он не может его не прозевать.
С.С.Шопп
август 1994г.
01.12.2008 09:24:41