Приобретение автоматического навыка остановки тоже очень важный момент обучения, поскольку такой навык становится уже какой-то гарантией безопасности. Осваивая операции по троганию автомобиля с места, одновременно отрабатывайте и действия водителя по остановке автомобиля. Постепенно усложняйте упражнения, дополняя их после трогания разгонами с переключениями на высшие передачи, а также останавливая автомобиль в строго ограниченном месте, например, передними колесами на поперечной меловой черте, у какого-нибудь предмета на обочине дороги и пр.
Освоившись с перечисленными упражнениями, приступайте к освоению езды задним ходом. Вначале на достаточно большой по размерам площадке просто покатайтесь задним ходом, описывая круги, восьмерки и другие произвольные фигуры. Во время этих упражнений надо отработать удобную для себя посадку. Обычно перед движением задним ходом водитель смещается на левую часть кресла, повернув корпус спиной в направлении средней стойки. Поставив ноги на педали газа и сцепления, а левой рукой держась за руль, нужно развернуть плечи вправо настолько, пока не появится возможность локоть правой руки положить на спинку водительского кресла. В результате такого разворота обзор через заднее стекло становится вполне удовлетворительным, хорошо просматривается пространство слева ( с правой стороны автомобиля) и достаточно удовлетворительно справа. Включив перед поворотом туловища заднюю передачу, прибавьте обороты и понемногу отпускайте педаль сцепления. Автомобиль тронется, а руль придется вращать одной левой рукой. Предвижу возражения, что для движения задним ходом водителю совсем не обязательно заниматься акробатикой, но не могу с ними согласиться. Если вы сдавая назад пытаетесь держаться, как вам кажется удобным, за руль обеими руками, максимум, что можно сделать в этом положении - это повернуть голову вправо или влево и попытаться что-то рассмотреть через боковые стекла задних дверей. Но в этих случаях всегда останется обширная, периодически неконтролируемая зона и в не просматриваемом секторе в любую секунду может оказаться какой-то ротозей, несмышленыш или внезапно подъехавший транспорт. У меня было несколько случаев, когда я при начале движения задним ходом обнаруживал сквозь стекла правых или левых задних дверей неторопливо отходящих от автомобиля детишек, которые каким-то образом успевали оказаться сзади машины и совершенно не были видны в зеркало заднего вида и в заднее стекло. Двигаясь задним ходом водитель должен видеть дорогу в направлении движения и по сторонам практически также хорошо, как и при движении вперед. Конечно, обзорность при движении задним ходом во многом зависит от конструкции кузова автомобиля. К сожалению на новых современных кузовах с большими объемами багажных отделений она становится хуже и при движении задним ходом водителю приходится не только разворачиваться назад, но и тянуться вверх. Имея такой автомобиль при езде задним ходом будьте особенно неторопливы и осторожны и приучайте себя временами использовать наружные зеркала заднего вида. Однако они должны выполнять вспомогательную роль.
Поездив задним ходом некоторое время без определенного маршрута, освоившись с посадкой, обзором и научившись поворачивать руль левой рукой, начинайте усложнять упражнения. В частности, соорудите из прутиков ворота, в которые сперва въезжайте прямо, затем, двигаясь задним ходом под углом к столбикам ворот и наконец по траектории, параллельной воротам. Естественно, что по мере приобретения навыков, ширину ворот надо снижать. Кстати, время от времени проезжайте их под разными углами и передним ходом. Упражнения на площадке можно прекращать, когда почувствуете, что с началом движения, разгонами, торможениями, остановками и движением задним ходом проблем вроде бы нет, автомобиль стал послушен и вы начинаете чувствовать его как продолжение себя.
Нужно сказать несколько слов о методике указанных тренировок. Начинать отработку каждого приема, независимо от того, есть ли у вас обучающий или вы делаете это самостоятельно, надо не спеша. Затем отдельные приемы следует соединять в блоки типа "трогание-разгон-остановка", "трогание-разгон-переключение-остановка" постепенно увеличивая темп выполнения упражнений вплоть до появления признаков уверенного и динамичного выполнения блока. В этом случае для выработки автоматизма достаточно нескольких десятков повторов, а для достижения общей цели в худшем случае потребуется несколько тренировок продолжительностью час-полтора.
Упражнения по приобретению первоначальных навыков управления автомобилем, начатые на площадке или пустынном ответвлении дороги, нужно продолжить на грунтовых сельских дорогах, на которых, нет мешающего водителю-новичку движения транспорта. На такой дороге ему не придется как на шоссе десятками минут "пилить" вцепившись обеими руками в руль и глядя под колеса, а постоянно переключать передачи, менять скорость и направление движения, объезжая неровности и другие препятствия. При этом без всяких напоминаний он будет вынужден искать переключатели и педали на ощупь. Очень важно в такой обстановке привыкнуть к раскованной удобной посадке и к вращению рулевого колеса на небольшие углы (90 – 180 градусов) левой рукой. Подчеркиваю, именно левой, т. к. правая должна заниматься другими делами: переключением передач, работой с переключателями на панели приборов и пр. Хорошо, если на этой дороге есть резкие спуски, а также короткие крутые подъемы, когда водитель вынужден вести машину по памяти, имея в поле зрения участок неба. Акцент в управлении автомобилем на левую руку чрезвычайно важен, но это не означает, что правая рука не должна касаться руля. Нормальное положение рук на руле при движении по прямой для большинства автомобилей предназначенных для правостороннего движения "без четверти час" или "без четверти три": левая сбоку, правая почти сверху или, соответственно, на диаметрально противоположной стороне обода. Из этого положения удобнее всего крутить руль в любую сторону. В первом положении пальцы левой руки, держащей руль, достают до переключателей сигналов поворота и света фар без отрыва последней от руля. Во втором положении пальцы правой руки без ее перемещения по ободу достают до рычага включения стеклоочистителя. При длительной езде в таком положении руки меньше устают, особенно если они почти выпрямлены. Если вам в пути попадется водитель, левая рука которого вальяжно торчит из окна, старайтесь как можно быстрее избавиться от его соседства. Это беспомощный, но самодовольный экземпляр, который рано или поздно поплатится за свою беспечность: ведь безопасность езды практически всегда обеспечивается готовностью водителя не упустить тот миг, когда надо немедленно действовать, а он не может его не прозевать.
С.С.Шопп
август 1994г.
01.12.2008 09:24:41