Практически все начинающие водители, которым приходилось помогать осваивать общение с автомобилем, старались освободиться от опеки и начать ездить самостоятельно как только по их понятию, а не по мнению обучающего, они были готовы для этого.
Случалось это быстро, чаще всего после приобретения ими более-менее устойчивых навыков управления для начала движения и остановки. В общем-то трудно запрещать взрослому человеку, имеющему право на управление своим автомобилем выехать на дорогу, но таким нетерпеливым людям надо начинать самостоятельную водительскую практику на менее загруженных дорогах общего пользования и нельзя выезжать на них, если отчетливо прослеживается чувство страха перед такой поездкой.
Если же вы внутренне к такой поездке готовы - выезжайте. Чтобы во время нее не растеряться и не наделать глупостей, нужно запомнить несколько правил, на которых, почти ручаюсь, во время обучения никто специально не заострял вашего внимания, хотя это аксиомы водительского искусства:
1. Трогаясь с места, меняя ряд или выезжая на главную дорогу (если нет светофора) убедитесь в том, что никому не помешаете посмотрев налево, а затем направо, как минимум, дважды. Все, кто начал выполнять эту рекомендацию, через год - два сообщали, что она уберегла их от опасности "подставиться" под транспорт, имеющий преимущество.
2. В любом потоке машин вы находитесь в безопасности до тех пор, пока движетесь со скоростью потока не меняя ряда.
3. Отличие скорости вашего автомобиля от транспортного потока как в меньшую, так и в большую сторону практически одинаково увеличивает опасность возникновения транспортного происшествия, только при движении с пониженной скоростью последствия, как правило, менее тяжелые.
4. Разбираться в дорожной обстановке надо не на перекрестке, а до него. Что это означает? Двигаясь к перекрестку, надо заранее продумать ваш план действий на нем в зависимости от ваших намерений и прав, предоставленных вам той дорогой, на которой вы находитесь. Например, если вы на главной дороге и проезжать перекресток собираетесь прямо - вы самый "главный" и остальные должны вам уступать. Но если вам, например, надо будет повернуть налево - вы должны уступить дорогу всем встречным, которые собираются проехать прямо и направо. В этом случае при подъезде к перекрестку не торопитесь, так как наверняка придется остановиться. Этот пример относится к нерегулируемым перекресткам и к пересечениям со светофорами без дополнительных секций.
5. Если, несмотря на ваше преимущество, вам не уступают дорогу - уступите вы. Во-первых, не придется "качать права" стоя у разбитого автомобиля, во-вторых, за рулем этого автомобиля почти всегда сидит растерявшийся водитель, нуждающийся в помощи.
6. Въезжая в арку дома, в узкий переулок или на крутом закрытом повороте всегда ждите, что внезапно появится встречный транспорт и придется тормозить или прижиматься к краю проезжей части. Если же он не встретился - считайте это подарком. И так всегда.
7. Приучайте себя после поворота и в начале каждого квартала искать знаки дорожного движения. Особенно это трудно делать после правого поворота, если они расположены высоко и близко к углу квартала. Это позволит вам не оказаться в числе нарушителей правил дорожного движения.
Эти несколько рекомендаций самые необходимые. В конце-концов по мере приобретения опыта каждый самостоятельно приходит к ним, но водитель по-возможности должен учиться на чужом опыте, иначе слишком дорогой может быть расплата. Естественно, что существуют десятки неписанных правил, которые позволяют водителю сохранить машину и жизнь. Эти правила вдумчивым водителем пополняются и пересматриваются постоянно. У меня лично тоже есть вопросы, ответы на которые я окончательно не нашел, несмотря на более чем тридцатилетний стаж водителя, многочасовые дебаты с соавтором и возможность консультироваться с водителями-профессионалами высшей категории. Для водителя, как ни для кого другого, справедливо изречение: " Век живи - век учись".
С.С.Шопп Август 1994г.
01.12.2008 09:24:41