Без сомнения нет водителей, которые не нарушают установленные ограничения скорости движения и весь вопрос в том, как часто с ними это происходит и из каких побуждений делаeтся большинство таких нарушений: сознательно или случайно. Вполне понятно, что если радары, штрафы и прочие ухищрения работников автомобильной инспекции заметно не убавили количество сознательных любителей быстрой езды при любых дорожных условиях, тратить на их перевоспитание бумагу какого-то пособия абсолютно безнадежное занятие. В дальнейшем речь пойдет лишь о том, как избежать опасных непроизвольных нарушений скорости, последствия или наказания за которые ничем не отличаются от злостных.
Одной из причин случайного, точнее, бессознательного нарушения скорости является спешка. По каким-то причинам водитель торопится и не имея впереди себя значительных помех невольно превышает не только часто формально установленное для данного участка дороги ограничение, но может превысить и допустимую по дорожно-климатическим условиям скорость движения
Непроизвольное убеждение в том, что чем быстрее я тронусь с перекрестка, быстрее проскочу квартал - тем быстрее доеду, для условий городского движения является совершенно несостоятельным: быстрее зеленой волны не поедешь, а если она отсутствует, результат зависит от правильности выбранного маршрута и почти не коррелирует с затраченными усилиями и степенью риска от повышения скорости между перекрестками. Поэтому все переживания по поводу того, что стоящие впереди автомобили не срываются с места при разрешающем движение сигнале светофора, являются бесполезной тратой нервов. Надо сознательно гасить в себе раздражение и настраиваться на спокойную езду в ритме общего потока
Почти тоже самое происходит на загруженных дорогах за городом. Попытки обгонять с приличной степенью риска любого, кто оказался впереди, как правило не оправданы, даже если вы превратите комфортную поездку в работу и будете трудиться в поте лица несколько часов подряд. В это трудно поверить, но легко самому в том убедиться. При случае проделайте такой эксперимент: догнав группу автомобилей, двигающуюся в попутном направлении, запомните внешний вид или номера входящих в нее грузовиков и легковых автомобилей. Затем в течении часа сознательно попытайтесь оторваться от них как можно дальше, а затем остановитесь и подождите их появления. Конечно, часть из них не появится вообще, некоторые могут приехать с большим опозданием, потому что где-то делали остановки, но основная часть легковых автомобилей проследует мимо вас через несколько минут, грузовики минут через пять-десять, самые неторопливые через десять-пятнадцать. Перемножьте среднее отставание легковых автомобилей на время вашего движения по этой дороге и вы убедитесь, что выигрыш во времени не будет стоить затраченных усилий, не говоря уж о том, что рваный темп движения выматывает водителя, значительно повышает расход топлива, износ тормозов и снижает безопасность движения. Предложенный эксперимент не является новостью. По сообщениям печати в разных вариантах он проводился во многих странах. Результаты те же
Тем не менее из опыта дальних поездок многие водители утверждают, что выигрыш по времени от езды с повышенной скоростью все-таки существует. Как правило, он появляется при длительном движении без остановок по дорогам с двухрядной проезжей частью в каждом направлении, а также по пустынным шоссе с хорошим состоянием покрытия или ночью, когда нет необходимости совершать много обгонов с выездом на полосу встречного движения. В летнее время при хороших дорожно-климатических условиях ориентировочно можно сэкономить около двух-трех часов на каждую тысячу километров пути, но в этом случае кроме повышенного расхода топлива, появляются другие серьезные проблемы, речь о которых пойдет дальше
Существует еще одна причина непроизвольного нарушения скорости
Заключается она в том, что после длительной езды с повышенной скоростью на загородных дорогах, водители непроизвольно занижают величину скорости при ее снижении в городских условиях. Похожее происходит и при пересаживании с более шумного и относительно тихоходного автомобиля типа рчетверкис на рдесяткус или приличную иномарку. Причем ошибка в оценке может достигать 25-30 %. Например, после длительной езды со скоростью порядка 100 км/час, скорость в 60 км/час без контроля по спидометру может быть принята за 40 км/ч. По этой причине даже у опытных водителей изменяется динамический глазомер и они могут стать виновниками наездов на медленно движущийся или стоящий транспорт, а также остановиться намного дальше намеченного места, что равносильно несостоявшемуся наезду. В подтверждение тому прослеживается тенденция повышенного количества аварий на окраинах городов
Для того, чтобы вернуть себе правильное ощущение реальной скорости движения перед въездом на городские дороги, нужно несколько раз подряд сверить свое ощущение скорости с показаниями спидометра при переходе на более умеренный режим движения в пригородной зоне, а также при движении без помех на окраинных улицах города. Убедившись что у вас исчезло впечатление что автомобиль на скорости 40 км/час почти стоит, можно спокойно ехать дальше
С.С.Шопп
Август 1994г.
01.12.2008 09:24:42