Крайне редко, но тем не менее бывают случаи, когда автомобиль попадает в реку или другой водоем. Чаще всего в них попадают автомобили сползая по травянистому или глинистому склону, реже по грубому недосмотру водителя при подъездах к набережным. Надеюсь, читатели понимают, что автору в полной мере не довелось переживать подобные приключения и простят ему даже в этом случае менторский тон, поскольку ему несколько раз доводилось во время испытаний машин ВАЗа на антикоррозионную стойкость быть смытым волною в море и дважды удалось подробно побеседовать с людьми, побывавшими в машине под водой.
Упавший в воду автомобиль тонет всегда достаточно медленно и у нерастерявшегося водителя имеются все возможности спасти себя и пассажиров. Оказавшись в автомобиле на поверхности воды не делайте судорожных попыток открыть дверь. Я как-то сделал это, когда впервые был унесен в море волною на пляже между Поти и Кобулети, где мы гоняли машины по морскому броду. На счастье там оказалось не глубоко и всего лишь оказался по пояс в воде. На глубоком месте это может привести к беде - хлынувшая в автомобиль вода унесет вас от двери, вы наверняка потеряете ориентировку и захлебнетесь, потому что машина очень быстро окажется под водой. Самое разумное, что можно сделать в такой обстановке - это до конца опустить боковое стекло ближайшей двери. Если в машине есть пассажиры, прикажите им сделать то же самое. Опустив боковые стекла дверей, начинайте выбрасывать наружу предметы, которые по вашему разумению могут плавать или достаточно долго продержатся на воде. Это могут быть закрытые сумки, термосы, подушки и прочее. Лишь после этого дайте команду своим спутникам застегнуть одежду и помогайте им покинуть автомобиль, причем, каждому в ближайшее от себя окно. Если вы не потеряли самообладания, то сами выбирайтесь последним вроде капитана идущего на дно лайнера. Оказавшись снаружи машины, собирайте выброшенные предметы и отплывайте от автомобиля. Когда он скроется под водой, поделите плавсредства и всей командой направляйтесь к берегу. Одежду в воде снимать не надо, кроме сапог и тяжелой обуви, потому что в воде одежда практически ничего не весит и даже иногда поддерживает человека на плаву.
Единственное, о чем предупредите коллег по несчастью, старайтесь не запутаться в расстегнутых куртках, плащах и пр. К тому же одежда в холодной воде продолжает выполнять свои функции, так как не позволяет холодному потоку омывать голое тело. На берегу ее следует отжать и одеть на себя вновь.
В том случае, когда из-за потери сознания или по какой-то другой причине вы очнулись в автомобиле, идущем на дно, постарайтесь найти в верхней части кабины воздушный пузырь, глотните воздуха и после того, старайтесь открыть дверь. Если она открывается достаточно трудно или ее заклинило - эвакуируйтесь через боковые окна. И даже в этом критическом случае не забывайте о пассажирах, ответственность за жизнь которых целиком лежит на вас. Выталкивайте их из машины даже в том случае, если они не подают каких-то ощутимых признаков жизни. Мне кажется, что в этом случае вами должно руководить не только чувство долга, но и сознание того, что легче будет дожить свою жизнь, если даже в случае трагического исхода честно сможете сказать сами себе, что боролись за них до конца. Один из упомянутых ранее водителей, переживших это редкое приключение, как мне казалось, даже с удовольствием вспоминал о нем. В воду он попал на личной машине со всей семьей, соскользнув в озеро по травянистому склону. Он не догадался эвакуировать жену и подростков детей через оконные проемы дверей, пока машина медленно отплывала от берега, а проинструктировал их кому какую дверь открывать, когда они погрузятся в воду, что в итоге и было благополучно исполнено. Машина находилась неглубоко, не более полуметра от крыши до поверхности воды. Оказавшись живыми и здоровыми на берегу не очень беспокойтесь за состояние находящегося под водою автомобиля. Если он не получил серьезных повреждений еще на берегу, в воде его техническая часть практически не страдает. Кстати, упомянутый ранее водитель, машина которого оказалась в озере, рассказал, что когда ее через сутки вытащили, примерно через час-полтора она завелась и привезла хозяина домой. Наши испытательные автомобили с целлофановыми мешками на катушке и распределителе зажигания, извлеченные из воды после морского купанья, исправно заводились через пятнадцать минут, постояв с поднятым капотом под южным солнцем.
И, наконец, пожалуй самое главное. Из изложенного следует, что водителю автомобиля нужно не только знать, что в его водительской биографии могут быть моменты, когда несмотря на всю нежелательность приходится менять изначально выбранную стратегию дорожного движения, но и быть способным это сделать. А чтобы быть способным, нужно себя заранее готовить к принятию такого решения. У людей, занимающихся автоспортом эта способность достаточно быстро вырабатывается в процессе тренировок и соревнований, которые, как правило, проходят в экстремальных условиях и ситуации, когда на большой скорости приходится уворачиваться от различного рода препятствий не заставляют себя долго ждать. К тому же специально подготовленный кузов (наличие дуг безопасности и пр.), техпомощь и ремонтная база также подразумевюет, что в случае реальной опасности попасть в аварию надо жертвовать автомобилем.
А как же готовить себя к такой возможной ситуации водителю, который управляет личным автомобилем в обычных дорожных условиях? Он жалеет автомобиль, боится затрат на его ремонт и, как правило, не готов к изменению стратегической линии поведения на дороге. В опасных условиях он всегда стремится сохранить и себя и автомобиль и поэтому, как правило, страдает больше, чем следует. Очевидно, что такую подготовку надо проводить в основном теоретически. Например, если вы решаетесь во время гололеда на обгон грузовика на узкой дороге, мысленно приготовьтесь к варианту, что если он вдруг примет левее, вам нужно будет не только сигналить, а чтобы не оказаться заклиненным между отвалом снега на левой обочине и прижимающим вас к нему грузовиком, резко свернуть влево. Лучше застрять в слежавшемся снегу, немного помять машину, чем ее станет бросать то на снег, то на грузовик и неизвестно, чем в конце-концов это закончится. Двигаясь по узкой и извилистой дороге надо постоянно ждать, что из-за ближайшего поворота на вас вылетит встречный автомобиль и вам придется прижиматься к веткам кустов на правой обочине. Однако мысленно приготовьтесь к тому, что если этот встречный автомобиль не поспешит, как и вы сделать такой же маневр, придется сворачивать в кусты. Поверьте, что повреждения, полученные в результате такого маневра будут многократно меньше тех, которые получит ваш автомобиль, если произойдет столкновение с частичным перекрытием даже на скоростях порядка 20-30 км/ч. Если вы постоянно будете проводить такие психологические тренировки, в момент реальной и неотвратимой опасности у вас появится достаточно шансов спастись, хотя, конечно же, я не желаю, чтобы у вас были такие дорожные приключения
С.С.Шопп. Август 1994г.
01.12.2008 09:24:42