поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

Дорожная стратегия и тактика.


Секрет мастерства хорошего водителя в значительной мере заключается в том, что относясь к вождению автомобиля с должной ответственностью и не уверовав в свои исключительные на этот счет способности, он вольно или невольно использует при вождении автомобиля элементы по-существу специализированных понятий стратегии и тактики.
Для того, чтобы не отсылать читателя к толковым словарям, напомню, что под стратегией понимается наука и искусство ведения войны, затем искусство руководства общественной и политической борьбой, а под тактикой, кроме ее военного значения, в переносном смысле слова, признается совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели. Разумеется, что у любого водителя цель, т.е. стратегия, подразумевается одна: благополучно доехать до места назначения, под тактикой - как это сделать.
Для удобства изложения не будем торопиться с рассмотрением стратегии и вначале разберемся с тактикой. Поскольку сложность и многообразие дорожных ситуаций неисчерпаемы, предусмотреть их всевозможные варианты невозможно даже обладая самым большим опытом. Однако существуют приемы и средства, позволяющие при своей реализации начисто отсечь появление всего многообразия опасных дорожных ситуаций.
Поясним это на примере. Например, если вас не устраивает скорость движущегося впереди транспортного средства, нельзя бездумно начинать обгон или его опережение в тех случаях, когда вы скоро собираетесь повернуть направо. Вы можете по своей вине или по вине водителя этого транспорта не успеть обойти его до поворота и окажетесь в весьма щекотливом положении, особенно при высокой плотности движения. Может оказаться, что вы все же сумеете вовремя завершить бездумно начатый обгон только за счет большого превышения скорости и окажетесь в сложном положении на самом повороте, не успев ее снизить до необходимых пределов. Не исключено, что вы-то все успеете, а водитель третьего транспортного средства, выезжающий на вашу дорогу не увидит вас из-за того автомобиля, который вы обгоняете и решит проскочить вам навстречу до его проезда. В этом случае вы свалитесь ему как снег на голову в самый критический момент.
Если и дальше продолжать в том же духе, каждый из читателей самостоятельно придумает много возможных вариантов в такой, казалось бы примитивной ситуации. Но существует одно единственное грамотное решение, исключающее все что ранее описано из возможных опасностей и все что может быть еще придумано. Это решение - отказаться от обгона. Да, придется потерпеть, снизить скорость, потерять несколько десятков секунд, возможно и побольше, но ведь не жизнь, хотя может быть шансов на такую расплату в каждом конкретном случае ничтожно мало, но ведь и случай-то не последний.
Если продолжать игнорировать тактически грамотные решения, то счетчик аварийно опасных ситуаций продолжает щелкать и каких бы семи пядей во лбу вы ни были, это в лучшем случае отдалит ту трагическую ситуацию, которую менее способные водители не избегают сразу.
Совершенно, например, очевидно, что в стесненных условиях дорожного движения вероятность попасть в дорожно-транспортное происшествие возрастает, поскольку аварийную ситуацию могут создать большее число участников движения. Отсюда вырисовывается следующая тактическая линия поведения водителя, заключающаяся в том, что надо, если позволяют условия, избегать движения среди локального скопления транспорта. Этого принципа важно придерживаться как в городе, так и на дороге. Если, например, впереди на дороге вами замечены несколько грузовиков вперемежку с легковыми автомобилями, снижайте скорость с таким расчетом, чтобы оказаться в их районе после того, как участниками движения в этой группе будут произведены необходимые обгоны и группа рассредоточится по ранжиру согласно выбранным ее водителями скоростям движения. Если вы торопитесь, будет проще и безопаснее перегнать их потом поодиночке, чем толкаться в куче создавая дополнительную опасность уже одним своим присутствием.
На дорогах сплошь и рядом встречаются водители, ведущие себя в тактическом отношении абсолютно безграмотно. Они на авось обгоняют перед вершиной подъема, на перекрестках, мечутся из ряда в ряд на улицах с многополосным движением, едут по полосе встречного движения вдоль автомобильных пробок и, рискуя повредить свой и чужой автомобили, встраиваются в шеренгу медленно движущихся автомобилей, тем самым вызывая еще большие заторы.
Оказавшись в незнакомом городе, вместо того, чтобы обеспечить себе свободу маневра находясь в хвосте или голове многорядной колонны, они из середины потока ломятся в крайний ряд перед поворотом, считая для себя невозможным в целях безопасности проехать дальше, развернуться, возвратиться и тогда уж повернуть туда, куда ранее не удалось, чтобы без риска прибыть к месту назначения.
Находясь в своем городе и прекрасно зная расположение светофоров и порядок их работы, они мчатся до упора и вынуждены резко тормозить перед издали заметными красными сигналами. Будучи вынужденными уступить дорогу другому транспорту, они едут не снижая скорости до места, где вынуждены остановиться, тормозят, стоят, а затем срываются с места, вместо того, чтобы рассчитать скорость и без остановок встроиться в разрывы транспортного потока, занимающего главную дорогу. Увеличивают скорость, чтобы успеть на зеленый сигнал светофора, не думая о чрезвычайной опасности такого поведения.
Ранее упомянутая упрощенная стратегия, ставящая задачу в любой обстановке благополучно прибыть на место, для чего при всех обстоятельствах сохранить и жизнь и автомобиль также может привести к плохим результатам, поскольку ограничивает тактические возможности водителя. Представьте себе ситуацию, когда во время гололеда перед вами разворачивает автомобиль или, например, грузовик перегораживает дорогу. Конечно, вначале необходимо использовать все возможности остановиться до препятствия, т.е. попытаться сохранить и жизнь и автомобиль, но как только возникнет сомнение в успешном исходе этих усилий, надо найти в себе силы отказаться от них и направить автомобиль за пределы дороги, постараться затормозить его снегом или кустами на обочине. Лучше уж съехать в кювет на скорости 60 -80 км/час, чем въехать под стоящий поперек дороги грузовик на скорости втрое или вчетверо меньшей.
Точно также при возникновении реальной опасности сбить пешехода, ищите любую возможность уклониться от наезда отвернув на газон, пытайтесь, если умеете, развернуть автомобиль резким и крутым поворотом руля боком к направлению движения и т.д.. При этом непременно будет выбита подвеска, деформирован кузов, но это железо, а не живой человек и железо так или иначе будет восстановлено.
Говорят, что экспромт особенно хорош, когда он заранее заготовлен, поэтому необходимо постоянно помнить и внутренне готовить себя к ситуации, когда при всей нежелательности придется в корне менять стратегию дорожного движения и, как говорят, из двух зол выбирать меньшее. Но с этим подробнее мы познакомимся ниже. Во время повседневной эксплуатации автомобиля водитель также бывает вынужден менять стратегию. Недостаточно опытные водители перед поездкой обычно считают, что она будет достаточно быстрой и благополучной, но дорога есть дорога и когда планы рушатся, они пытаются их сохранить, начинают нервничать и отсюда, чаще всего невольно, продолжают поездку в режиме, при котором становятся практически беззащитными. На счастье, в большинстве случаев такие поездки оказываются благополучными, однако при этом риск оказаться в критической, затем, в аварийной ситуации и пострадать неизмеримо возрастает. Исходя из этого, нужно четко понимать общую дорожную ситуацию, особенно во время поездок на дальние расстояния и в соответствии с нею менять стратегию движения.
Например, если вы выехали в дорогу при хорошей погоде в светлое время суток и успеваете засветло добраться до места назначения, можете не менять свои планы, если вдруг какой-то участок дороги окажется хуже или более загружен и вам временно придется снизить скорость движения. В этом случае кое-где, если позволят дорожные условия, придется поехать быстрее, чем намечалось и ваши планы не нарушатся. Однако при изменении погодных условий не делайте попыток сохранить ту же среднюю скорость и совершенно сознательно переходите на другой режим движения, чтобы сохранить свои силы и обеспечить безопасность.
В осенне-зимний период эксплуатации при резком ухудшении погоды (туман, метель, гололед) сразу же переходите в режим, основная задача которого благополучно доехать до цели, не считаясь с затраченным временем. Водителю надо знать, что иногда дорожно-климатические условия могут изменяться в такой степени, что приходится на полпути прерывать, а иногда и совершенно отказываться от поездки, несмотря на уговоры пассажиров и большой соблазн доехать до места назначения в соответствии с прежними намерениями. Лучше прервать поездку и вернуться назад, чем иметь крупные дорожные неприятности. Упрямство здесь неуместно.
С.С.Шопп. Август 1994г.
01.12.2008 09:24:43
Последние статьи
  02.09.2024 Как водителю снизить стресс, сев за руль после долгого отпуска
  01.08.2024 Больше 70% машин в автопарке России старше 10 лет
  01.07.2024 В центре Москвы трое на БМВ похитили итальянского бизнесмена
  03.06.2024 РоАД ищет справедливости у ФАС
  02.05.2024 Выбор моторного масла для китайцев
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!