В отличии от "мастеров", хорошего водителя внешне отличить труднее. Его можно встретить среди людей разного возраста, причем не обязательно спортивного типа, решительного вида и с мгновенной реакцией. Его автомобиль в потоке транспорта не бросается в глаза неискушенному наблюдателю прежде всего потому, что он никому не мешает и ему тоже почти никто не мешает. Он никуда не лезет, его намерения понятны окружающим, выбранная скорость рациональна, движение уверенное, без резких ускорений и торможений. Находясь у него в машине в качестве пассажира замечаешь, что он никогда не суетится, не торопится, его движения плавные, неспешые. Похоже, что тут совершенно не нужна быстрая реакция: он заранее готов к изменению условий движения и скорость автомобиля позволяет без труда перестраиваться из ряда в ряд, делать необходимые повороты и пр. Такой водитель практически не пользуется тормозами, а только включает стоп-сигналы, четко выполняет маневры, не забывая заранее предупредить о своих намерениях окружающих. На входе в поворот делает единственное движение рулем, в повороте руль неподвижен. Сидеть с ним рядом спокойно и легко и нет моментов, когда нога непроизвольно ищет на полу тормозную педаль.
При движении по скользкой дороге автомобиль хорошего водителя ведет себя так, как будто-бы едет не по голому или, что еще хуже, запорошенному свежим снегом льду, а по нормальному асфальту: та же рациональная скорость, мало отличающаяся по величине на прямых и поворотах, автомобиль чрезвычайно редко делает попытки потерять устойчивость и, тем более, управляемость. А если это все-таки случается, тут же следует несколько манипуляций органами управления и траектория движения немедленно восстанавливается. В результате, даже в таких дорожных условиях, на душе у пассажиров сохраняется спокойствие и они не глядят на дорогу с тревогой.
Следует отметить, что таким образом управляться с автомобилем может практически каждый, кто осознает, что вождению машины надо постоянно и вдумчиво учиться. Время для достижения такого уровня мастерства зависит, конечно, от личных способностей, но в основном от желания совершенствоваться и учителей, которыми не обязательно должны быть живые люди.
Приобрести профессионализм и уверенность на дороге при любых условиях движения позволяет, естественно, опыт и постоянная работа с толково написанной профессионалами литературой. Ее необходимо постоянно искать и не жалеть времени на изучение.
Еще раз повторяю, не на чтение, а на изучение.
Стать водителем экстра-класса неизмеримо сложнее. Здесь необходимы определенные психофизические данные, хорошее понимание на основе теории автомобиля его особенностей поведения при движении или, что конечно же предпочтительнее, наличие тренера, который может без лишних слов перевести эту теорию в плоскость практических действий и приемов управления. А таких приемов существуют десятки, причем очень многие из них для безукоризненного и безопасного исполнения требуют почти ежедневных тренировок с многократным повторением. В результате водители высшей квалификации способны, например, снижать скорость на обледенелом спуске, где даже полностью остановленный автомобиль не может удержаться и начинает самопроизвольно разгоняться не слушаясь ни тормозов, ни руля. Они могут, умело пользуясь так называемой боковой разгрузкой, поднимать над дорогой одно или оба колеса одной стороны для преодоления глубоких выбоин, открытых колодцев.
Без особого труда на высокой скорости преодолевают протяженные участки разбитой дороги без повреждения элементов подвески, опережающим рулением или перераспределением нагрузки между колесами предотвращают заносы и потерю управляемости при высокой скорости на скользких поворотах. Но это истинное мастерство вождения автомобиля оказывается безсильным, и не может спасти от аварии, если и такой водитель, уверовав в свои исключительные возможности, бездумно ведет себя на обыкновенной дороге общего пользования. Примеров тому предостаточно.
С.С.Шопп.
Август 1994г.
01.12.2008 09:24:43