Во время поездок непроизвольно обращают на себя внимание явно неумелые водители. Обычно они ведут себя осторожно, двигаются потихоньку, часто застревают при трогании с места на светофорах, могут подставить себя под удар при перестроениях и т.п. Конечно, контакт с ними не очень приятен, но он редко бывает опасным. Их можно понять и, несмотря на помехи, которые они время от времени всем создают, даже посочувствовать: в конце-концов у многих из тех, кто сейчас свободно владеет автомобилем, не сразу все получалось. Но существует и весьма опасный тип водителей, получивших почти повсеместно прозвище "мастер". С каждым годом их число увеличивается. Возможно это и ошибочное утверждение, но мне кажется их появлению способствуют города-новостройки с широкими проспектами, не слишком интенсивным движением и латентной активностью дорожной милиции, которая лишь изредка открыто демонстрирует свои возможности. На широких улицах и пригородных дорогах таких городов имеется возможность безнаказанно разгуляться и дурные привычки, как говорят, становятся второй натурой.
Не надо, думаю, объяснять, что подавляющее большинство "мастеров"- это малоопытные водители, болеющие ранее упомянутой водительской эйфорией. Не имея представления о науке управления автомобилем, не только молодые ребята, но и солидные, умудренные жизненным опытом мужчины считают, что признаком мастерства являются отработанные приемы вождения и появившееся у них чувство автомобиля. Из-за отсутствия опыта они ничего не знают о коварности дороги и подсознательно решили, что смогут элементарно выкрутиться из любой опасной ситуации - отсюда и позволяют себе высокую скорость движения и прочие вольности в любых условиях. Когда, например, эти же водители прогуливаются пешком по парку или идут в толпе прохожих по тротуару, они, несомненно, невысокого мнения о людях, которые в подобной обстановке предпочитают передвигаться бегом, увертываясь и покрикивая на прохожих. В этом случае их точка зрения справедлива, потому что ходить по тротуару пешком они умеют, но сев за руль автомобиля начисто об этом забывают. К тому же удовольствие от ощущения скорости и динамичных разгонов, резкие повороты и скрип тормозов производят впечатление на их пассажиров, которые еще не бывали в переделках, ничего не боятся и, не умея водить автомобиль, также считают, что такая манера вождения не дурость, а признак высокого профессионализма. Увещевать таких водителей сидя в своем автомобиле невозможно. Наоборот, это они, возмущаясь вашей непонятной неторопливостью, могут посигналить, чтобы подогнать вас или постучать себя по лбу, имея ввиду, что вам соображать надо - мешаете классному водителю. Важнее разобраться в том, как их распознавать и как можно от них уберечься.
Первым признаком появления "мастера" служит его явно высокая скорость движения. Если вы видите, что сзади к вам быстро приближается автомобиль и не снижает скорость соразмерно обстоятельствам - будьте настороже. В лучшем случае он помигает фарами требуя дороги даже в том случае, когда вы уступить ему не можете и тут же, про себя высказавшись о ваших водительских способностях, начнет принимать самые решительные меры: попытается обойти вас справа, раньше вас заняв ту нишу, в которую вы собирались сместиться освобождая ему дорогу или попытается объехать слева, протискиваясь между вами и потоком встречного направления. Часто пренебрегая опасностью они выезжают на разделительные полосы дорог и мчатся по ним, разбрызгивая грязь по обе стороны. Особенно опасными становятся подобные действия "мастера" вблизи перекрестка, когда интервалы между автомобилями значительно сокращаются. Но это обычно не производит на них заметного впечатления.
Что можно предпринять с целью самозащиты. Самое кардинальное - освободить ему дорогу. Лучше всего увеличить скорость и уйти в правый ряд. Значительно хуже, если впереди справа нет разрывов транспортного потока и придется для освобождения полосы снизить скорость и также перестроиться вправо. Снижение скорости может инициировать его пойти на крайние меры по обгону слева или справа. Но в любом случае включайте сигнал, свидетельствующий, что вы поняли с кем имеете дело и немедленно уберетесь с его дороги.
В случае однорядного движения при обнаружении "мастера" позади себя предпочтительнее двигаться с той же скоростью и снизить ее в случае необходимости тогда, если он неправильно рассчитает необходимую дистанцию до встречного транспорта во время обгона. А это бывает нередко.
Если вы стоите перед перекрестком и появляется автомобиль, который протискивается вперед между рядами или, как часто бывает, деловито подъезжает по встречной полосе в голову колонны не обращая внимания на разметку дороги - появился "мастер" и вероятность инцидента и даже аварии на этом перекрестке становится реальной. Если такой автомобиль расположился впереди всех слева или в первом ряду, но на полосе встречного движения, он может метнуться налево при первых же признаках появления разрешающего сигнала светофора, пересекая при этом дорогу следующим прямо автомобилям встречного направления, но не исключено, что сделав лихой бросок перед вами вправо, умчится прямо. Если же он не смог протиснуться в лидеры между рядами, можно быть уверенным, что будет делать обгоны на перекрестке, может напугать и тем самым вызвать непредсказуемые действия других участников движения. Для собственной безопасности в этих случаях надо не спешить трогаться на зеленый сигнал светофора даже в том случае, когда сзади станут торопить другие нетерпеливые водители. И вообще надо взять за правило, особенно на широких перекрестках, не спешить трогаться на зеленый сигнал светофора, потому что дорога не сразу очищается от транспорта, следующего в поперечном направлении, а вы обязаны дать последнему возможность завершить маневр: с перекрестка долго не уезжает вереница автомобилей, которые ждали на нем возможности закончить левый поворот и продолжают его пересечение неторопливые водители, въехавшие на перекресток при мигающем зеленом сигнале светофора. К тому же помните, что не исключено внезапное появление "мастера", ранее прикрытого останавливающимся или уже стоящими грузовиками и автобусами. Недаром существует почтенный по возрасту анекдот об умном "мастере". Он без колебаний пересекал перекрестки на красный, но не ехал на зеленый. На вопросы отвечал: " А вдруг оттуда тоже едет мастер!" Он полностью прав; таким вот образом они нередко учат друг друга.
Насмотревшись на мастерство основной массы наших водителей, лично я давно перестал первым пересекать перекрестки многорядных дорог даже в тех случаях, когда при зеленом сигнале светофора оказываюсь в голове ряда. Тронуться, чтобы не сигналили сзади, стараюсь вовремя, однако не спешу разгоняться и делаю это тогда, когда два-три соседа с удовольствием демонстрируют окружающим приемистость своих автомобилей. Опыт последних лет показал своевременность применения этой меры предосторожности, поскольку двое из моих знакомых уже заменили кузова своих автомобилей, пострадавших именно в такой обстановке. Причем они оба с огромным трудом и не полностью доказали свою невиновность.
Появление "мастера" может быть и внезапным. Приходилось такие случаи наблюдать на перекрестках, имеющих светофоры с дополнительными секциями. Поскольку все едущие прямо не занимают полосы, откуда можно поворачивать в случае включения стрелки, до перекрестка эти полосы бывают свободными и на них перестраиваются уже за ним. Делать такое перестроение после перекрестка надо чрезвычайно осмотрительно, так как не исключено, что полоса еще до перекрестка занята "мастером" или же он, экономя секунды, еще на перекрестке успел вырулить из ряда разгоняющихся автомобилей и мчится по этой полосе.
Никогда не торопитесь, чтобы успеть на зеленый сигнал светофора. Если вы не избегаете этого соблазна, то можете оказаться в роли "мастера". На перекрестке вдвойне опасна скорость, отличная от скорости общего транспортного потока. К тому же имеется опасность не рассчитать и оказаться перед ним на большой скорости при плохих дорожных условиях и вы не сможете остановиться, когда на светофоре загорится желтый или красный свет. Но может быть и несколько иначе. Недавно мне рассказал достойный всяческого доверия очевидец, как на широком перекрестке один из владельцев "Жигулей" спешил сэкономить минуту-другую, въехал на желтый и на последних секундах перед движением поперечных рядов повернул налево.
Маневр был выполнен настолько лихо, что он на левом повороте кувырнулся через правое переднее колесо, хотя ему еще никто не угрожал и можно было завершить поворот более спокойно. Ни за что бы не поверил, если об этом рассказал бы кто-нибудь другой, так как всегда считал, что на гладком асфальте и на обычных шинах перевернуть эту машину нельзя. Оказывается можно и для этого не надо быть каскадером: просто надо очень ценить каждую секунду и не следить за давлением в передних шинах.
Поскольку в наших краях "мастера" не редкость, за час езды по городу можно встретить дюжину ярких представителей этой манеры вождения, выявлять их и оберегаться я начал достаточно давно. Тем не менее, едва не стал жертвой при самых простых обстоятельствах.
Представьте себе пересечение двух проспектов с многополосными дорогами для обоих направлений и широкими разделительными полосами посередине. Для поворота налево я стал под углом посреди перекрестка между разделительными полосами обоих дорог, пропуская медленно набирающий скорость автобус со встречного направления, следующий прямо. Мы были посреди этой благодати единственными участниками движения. Пропустив автобус, трогаюсь с места и ту же секунду слышу быстро возникший шум слева. Кажется успел боковым зрением что-то слева заметить, рву руль вправо и ... на расстоянии не более метра от левого переднего крыла моего автомобиля проскакивает пикап на скорости порядка 100 км/час, закладывает плавный правый поворот, едет по полосе встречного движения моего проспекта и в мгновение ока скрывается в выезде подъездной дороги, расположенном в 50 метрах от перекрестка. Разумеется, въезжать туда с перекрестка ни в коем случае нельзя, но объезжать далеко. Меня спасла случайность: тронулся с места медленно и чуть позже обычного.
До сих пор не пойму, на что он надеялся, почему не промчался справа от меня, там было больше места и не надо было нырять в подвижную щель между автобусом и моей машиной. Видеть в зеркало его я не мог, стоял под углом, услышать издали - тоже: рядом шумел автобус, да и что услышишь, сидя в трогающемся автомобиле. Это как раз тот случай, когда любое мастерство абсолютно бессильно перед безрассудством.
С.С.Шопп.
Август 1994г.
01.12.2008 09:24:44