Очень многие водители по разным причинам мало ездят ночью, хотя только часть из них сознательно избегают ночной езды из-за недостатков зрения. Но изредка встречаются настоящие любители ночной езды, которые специально отправляются в дальнюю дорогу поздно вечером и ночью проезжают весьма значительные расстояния.
Как всякое дело, ночная езда имеет свои положительные и отрицательные моменты. Любители ночной езды считают ее большим преимуществом отсутствие ночью на тесных дорогах плотного транспортного потока, возможность даже при ограниченной видимости на закруглениях дороги и подъемах определять по свету фар наличие встречного транспорта и расстояние до него.
С другой стороны, статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о том, что несмотря на значительное уменьшение интенсивности движения, количество аварий ночью остается достаточно высоким. Это объективно свидетельствует о повышенной опасности ночного движения.
Ночная езда в городе, благодаря наличию уличного освещения, практически не отличается от езды при дневном освещении и зачастую опытные водители больших городов иногда не подозревают, что не умеют ездить ночью. Первая ночная поездка на дальнее расстояние по загруженной междугородной трассе вызывает у них большие трудности. Мне довелось однажды наблюдать самочувствие отличного водителя при адаптации к ночной езде на загруженной ночной дороге. Его состояние в первый час нередко было стрессовым, потом все понемногу стало на свои места и часа через два он не испытывал уже никаких отрицательных эмоций и стал уверен в своих силах.
Сложность загородной ночной езды состоит, разумеется в том, что очень трудно не только видеть дорогу, но временами и ориентироваться в направлении движения при наличии встречных автомобилей. В моменты сближения, особенно с теми автомобилями, у которых не отрегулирован ближний свет фар, водитель может быть ослеплен и вынужден остановиться или некоторое время ехать наугад. Чаще всего все так и поступают. Даже в том случае, если видимость сохраняется, она резко ухудшается и возникает опасность наезда на какое-нибудь препятствие или столкнуться со стоящим на полотне дороги транспортом.
Для того, чтобы избежать утомления глаз и снижения остроты зрения, нельзя даже на секунду смотреть на фары встречного автомобиля, поскольку для восстановления прежней остроты зрения (темновая адаптация) требуется много времени. Хотя конус ясного видения человека невелик и находится в пределах 10 градусов, дальний свет фар удаленного встречного автомобиля находится в его пределах и очень мешает. Чтобы как-то нейтрализовать его действие, советую при появлении яркого света вдалеке переводить взгляд на правую и левую обочины дороги несколько дальше границы своего светового пятна, а по мере приближения встречного автомобиля, в то место на обочинах, которое освещается его фарами. На обочинах надо пытаться рассмотреть возможные помехи для движения или приближающихся, в том числе и слева, пешеходов или животных. Перенося взгляд с правой обочины на левую, чтобы избежать ослепления, опускайте глаза вниз или на короткое время закрывайте веки.
Когда до встречного автомобиля останется 20-30 метров, включайте дальний свет. Водителю встречного автомобиля вы не навредите: за время срабатывания переключателя вы разминетесь с ним и узкий пучок сильного дальнего света не ослепит его, если переключение будет сделано несколько раньше. А вот лишние несколько десятков метров пути с дальним светом лично для вас могут оказаться жизненно важными. Такое у меня однажды было. Включив дальний свет чуть раньше, увидел метрах в 50-70 стоящий на полосе дороги грязный грузовик, катафоты которого, естественно, не могли отражать отсветы ближнего света моих фар. Если бы я сделал переключение после разъезда, не думаю, что успел бы отвернуть, тем более, что дорога была скользкой и скорость была выше той, которую можно было себе позволить с ближним светом. А ближний свет фар большинства автомобилей позволяет безопасно двигаться по сухой дороге со скоростью не более 50 км/ч.
В тех случаях, когда вам навстречу движется сплошной поток автомобилей и видимость ограничена атмосферными осадками, лучше спрятаться за лидера. Для этой цели подходят большие грузовики или автобусы, водители которых лучше видят дорогу благодаря высокой посадке. В безветренную мокрую погоду они покроют ваш автомобиль грязью, но это не самое плохое, что можно схлопотать в таких условиях. Двигаться за лидером надо с ближним светом фар, чтобы не мешать ему и встречным автомобилям.
Важно также правильно смотреть вперед, особенно при движении с ближним светом. Считаю, что незачем разглядывать дорогу внутри светового пятна, а надо смотреть на десяток-другой метров вперед. Большинство предметов на проезжей части светятся в отраженном от полотна дороги свете задолго до попадания в прямой пучек света фар и издали заметны на фоне неосвещенной дороги.
При ночной езде по городу я рекомендовал бы постоянно пользоваться ближним светом фар, в том числе и на улицах с хорошим освещением. В этом случае рассеянные пешеходы или те из них, кто прячет лицо в воротник или под зонтик во время ненастья, быстрее заметят вашу машину, случайно не бросятся вам под колеса и тем самым уменьшится опасность наезда. Если вам ночью придется оставлять машину во дворе или тихом переулке даже на несколько часов, не выключайте габаритные огни.
Это наружное освещение обезопасит вашу машину от наезда при недостаточном освещении, а аккумуляторная батарея ничуть не пострадает и быстро зарядится до прежнего уровня за десяток-другой минут последующей езды.
С.С.Шопп.
Август 1994г.
01.12.2008 09:24:44