Как уже упоминалось в первоочередных мерах по безопасности, критическая оценка своего уменья водить автомобиль, это непременный атрибут по обеспечению безопасности движения. Но она приносит практическую пользу только в том случае, если эта самооценка объективна, несмотря на свои обычно неутешительные результаты. Негативные выводы, полученные в результате объективной самооценки, заставляют водителя задуматься, искать причину своих ошибок и изменять стиль поведения на дороге.
В противном случае, как можно убедиться без особого труда, даже водители, болеющие водительской эйфорией и представляющие несомненную угрозу для окружающих, высоко оценивают свое водительское мастерство. При самооценке на основе необъективной информации, высокое мнение о своих водительских способностях наблюдается даже у несомненно разумных людей, хотя, как сказал кто-то из мудрых, они отличаются от всех остальных умением посмотреть на себя со стороны.
Происходит это потому, что и они в этом случае неверно представляют себе портрет так называемого идеального водителя.
Многие оценивают надежность водителя по длительности эксплуатации автомобиля без аварий. Эта оценка мастерства водителя достаточно объективна, но она оказывается более-менее справедливой, если базируется на водительском стаже порядка десяти-пятнадцати лет, поскольку принятая за критерий оценки безаварийность может оказаться случайной. Это будет так, если, например, водителю волею судьбы или условий эксплуатации не так уж часто приходилось оказываться в сложной ситуации, мало ездить при напряженной дорожной обстановке или же в критические моменты его водительской биографии ему просто-напросто везло. В результате он может возомнить себя классным водителем. Таких примеров можно привести великое множество. Я знаю одного неплохого водителя, который только на семнадцатом году водительского стажа самостоятельно пришел к выводу о своей невысокой квалификации и очень многих, которые после нескольких десятков лет управления автомобилем об этом еще не догадываются.
По видимому даже результаты большинства специализированных тестов, посвященных оценке профпригодности кандидатов в профессионалы или самооценке водителей, не только искажают, но и дают весьма спорные или неверные результаты при оценке большинства испытуемых. Происходит это потому, что очень часто их вопросы сформулированы не лучшим образом, в результате чего суть вопросов неверно понимается субъектом испытания и тот выбирает неправильный ответ. В некоторых случаях бывает, что и сами составители не предусматривают наилучший вариант ответа.
Оперативную и достаточно объективную оценку своего водительского мастерства, а также мнение о безопасности посторонних водителей можно составить только на основе реальных данных и фактов из водительской биографии испытуемого. Если оставить в стороне период приобретения первоначальных навыков управления автомобилем, когда любой водитель не обольщается своими способностями, начинать судить о своем совершенстве надо с того момента, когда вы почувствуете себя за рулем не достаточно, а даже очень уверенно. С этого времени обращайте внимание на собственный стиль вождения и фактические результаты своей водительской деятельности.
Конечно, как нет правил без исключения, так и волею вмешательства его величества Случая бывает достаточно трудно получить объективную самооценку. И все-таки, с большой степенью вероятности, вы можете считать себя хорошим водителем, если после того, как вам стало легко и приятно водить автомобиль, в течение длительного времени вам не пришлось для разрешения дорожной ситуации лихо крутить рулем и пользоваться торможеиием средней интенсивности, не говоря уже об экстренном торможении. Это означает, что на улице или дороге вы успевали заранее снизить скорость при помощи педали акселератора и коробки передач. Конечно, иногда приходится притормозить, но только при скоростях ниже 30...40 км/ч, а также тогда, когда на незнакомой дороге вы внезапно оказались перед невидимым заранее дефектом дорожного полотна или другим препятствием. Этого простого наблюдения почти достаточно для такого серьезного вывода, поскольку отсутствие эволюций рулем и торможений, как правило, свидетельствует о том, что в дороге у вас не бывает серьезных неожиданностей и скорость движения в подавляющем большинстве случаев рациональна. Такая самооценка еще ближе к истине, если к тому же на вашем автомобиле отсутствуют мелкие механические повреждения и царапины, авторами которых являетесь вы сами или даже посторонние водители. Все это вместе взятое означает, что вы достаточно предусмотрительны, осторожны и корректны во время езды, умеете выбрать место для остановки, стоянки и хорошо маневрируете в стесненных условиях.
Если такое положение сохраняется годами, к тому же вы научились уверенно и без ошибок ездить по гололеду, начинайте переводить себя в разряд весьма приличных и безопасных водителей. Однако, обладая определенной самокритичностью, в высший класс вы себя не зачислите по очень многим причинам. Например, в отдельные дни не задается езда: где-то дернулись при переключении передачи, потеряли при оживленном движении на десяток секунд контроль за ситуацией сзади, на скользком повороте пришлось с запозданием погасить внезапный занос, забыли посмотреть на знаки дорожного движения в начале квартала или несколько раз допустили прочие мелкие погрешности. К тому же, согласитесь, что у вас, если вы не каскадер по профессии, в условиях нормального дорожного движения просто не было необходимости в освоении или отработке специальной техники и приемов управления автомобилем. В результате вы их не знаете, а если когда-то ими владели, то без тренировки частично эти навыки подрастеряли.
Для того, чтобы прогрессировать как водителю, а достигнув вершины мастерства, постоянно удерживаться на ней, необходимо еще одно условие, которое можно определить не совсем благозвучным словом "вкатанность". Чувство вкатанности исчезает и водитель вынужден привыкать даже к своему родному автомобилю после достаточно продолжительных перерывов в вождении. При сравнительно небольшом годовом пробеге автомобиля чувство вкатанности у его владельца отсутствует практически всегда, в результате чего многие водители с порядочным стажем не догадываются о его существовании точно также, как люди далекие от спорта, не испытали второго дыхания.
Однако, ощущение чувства вкатанности у разных людей достаточно индивидуально. Некоторые водители теряют его быстро, стоит, например, не поездить две-три недели, а у других оно не пропадает и через несколько месяцев. Изредка встречаются индивидуумы, у которых оно не исчезает вообще. При обсуждении этой проблемы с молодыми и способными водителями мы старались определить минимально необходимый годовой пробег, при котором у водителя сохранялось бы чувство вкатанности и пришли к выводу, что он должен составлять, как минимум, 15000 км. От опытных тренеров по автоспорту я неоднократно слышал, что в межсезонье или во время перерывов в соревнованиях автогонщику, чтобы не потерять способность тонко чувствовать автомобиль, необходимо ежедневно проезжать не менее 100 км. Естественно, что вкатанность играет большее значение в период зимней эксплуатации, однако она необходима и в летний период, иначе водитель начинает допускать достаточно много упомянутых выше мелких ошибок. Между прочим, многие, по видимому, когда-то слышали расхожее выражение, что стать пианистом значительно легче, если играть по часу в день, чем два раза в неделю по десять часов. На этой основе сам собою напрашивается вывод, что сохранить чувство вкатанности при небольшом годовом пробеге автомобиля много легче, если почаще им пользоваться для коротких поездок.
В том случае, когда объективные результаты водительской деятельности позволяют вам отнести себя к достаточно безопасным водителям, не допускайте мысли, что все дорожные неприятности и несчастья у вас уже позади. Во-первых потому, что в длительной водительской биографии вы можете столкнуться с ситуациями, которые в словаре иностранных слов определяются достаточно емким понятием "форс мажор". В переводе это означает непреодолимую силу, чрезвычайные обстоятельства, которые невозможно предотвратить или устранить. Во-вторых, как уже упоминалось, любое мастерство имеет пределы, а коварность дороги, глупость или нахальство других участников движения могут оказаться беспредельными и никакое мастерство не поможет вам избежать дорожных неприятностей.
Если вы нечаянно окатили прохожего водою из лужи, поймали себя на том, что часто пользуетесь тормозами на скорости выше 30-40 км/час, а иногда дорожные обстоятельства заставляют вас виртоузно крутить руль, тормозить и, кроме случаев предотвращения внезапного наезда на скрытые дорожные препятствия, пользоваться экстренным торможением - при всех оправдывающих обстоятельствах ставьте себе удовлетворительную оценку. Она еще более справедлива в том случае, если у вашего автомобиля имеются мелкие повреждения. Ваши родные и близкие не без оснований беспокоятся, если вы задерживаетесь в пути и не исключено, что в настоящей экстремальной ситуации вы можете, как говорят, крупно подзалететь.
Тот, кому есть, что рассказать о своих дорожных приключениях, в частности о том, как он ловко избежал неминуемого столкновения, обставил кого-то на загородней дороге, а кузов его автомобиля хранит следы некоторых дорожных перипетий, заслуживает, как правило, двойки. Сам себе он в этом практически никогда не признается. По поводу повреждений автомобиля приведет множество примеров, которые свидетельствуют о его невиновности, чужой небрежности, нахальстве или о каком-то феноменальном невезении. Однако, если говорить начистоту, практически в любом уличном происшествии виноваты оба водителя. Один из них виновен формально (не пропустил, неожиданно выехал и др.), но и второй тоже виновен, хотя бы на один-два процента потому, что не выполнял, хотя имел возможность, расхожее в среде водителей правило "уступи дураку" или пытался, как говорят "качать права", не ждал, а лез в кратковременно образованные скопления автомобилей, где может случиться всякое. Если вы лезете в локальные скопления машин, то помните, что при такой манере езды отличная реакция, постоянная готовность и хорошо отработанные навыки маневрирования в автомобильной толкучке не избавят вас от повышенного риска и шанса когда-то попасть в аварию.
Если вам довелось быть участником нескольких достаточно серьезных дорожно-транспортных происшествий, к тому же ваш автомобиль после очередного ремонта уже имеет некоторое количество царапин, вмятин и повреждений кузова или ходовой части, немедленно выясняйте хотя бы основные причины произошедших неудач, при этом старайтесь быть самокритичны. Как ни трудно будет себе в этом признаться, несмотря на приличный водительский стаж, вы оказались никудышным водителем и, находясь за рулем, подвергаете ощутимому риску свою и чужую жизни. Затем постарайтесь кардинально изменить свое поведение на дороге, обращайте внимание, чем отличается от вашего поведение и стиль вождения тех из водителей, которые благополучно ездят по многу лет. Старайтесь копировать их во всем, в способах управления, душевном состоянии и даже посадке. Можете поверить, что если вы не пересмотрите свое отношение к управлению автомобилем, забросьте надежду, что у вас в будущем все будет благополучно. Статистика утверждает, что тот, кто попал в аварию в первый раз, в последующем имеет достаточно большой шанс избежать неприятностей. Попавшие в аварию дважды в подавляющем большинстве совершают их и далее в пределах обозримого будущего и только большой и горький собственный опыт, если, конечно, по-прежнему продолжать водить автомобиль, приводит в конце-концов к удовлетворительным результатам последующих лет эксплуатации.
С.С.Шопп.
01.12.2008 09:24:47