В прошлом номере газеты "Биржа плюс Авто" мы коротко рассмотрели причины возникновения аварийных ситуаций при прохождении поворотов на скользкой дороге и некоторые действия по их предотвращению. На этом уроке автошколы продолжим начатую тему и уделим больше внимания контраварийным действиям при заносе или сносе машины.
ГЛАВНОЕ — НЕ РАСТЕРЯТЬСЯ
Занос коварен тем, что он может возникнуть не только в повороте, но и на прямых участках дороги со скользким покрытием, когда из-за неправильной работы тормозных механизмов колеса затормаживаются неравномерно, когда автомобиль наезжает на неровность колесами одной стороны, когда просто очень скользко и никаких других видимых причин нет. Занести машину может не только зимой. Часто случаи потери управления наблюдаются даже летом — после дождя или на только что уложенном асфальте, покрытом маслянистой пленкой.
При начале заноса главное — не растеряться и не нажать на тормоз. Это не только бесполезно, но и очень вредно. Если нажать на тормоз да еще резко сбросить газ и выжать сцепление, то автомобиль станет совершенно неуправляемым. В первой фазе заноса действовать можно только рулевым колесом и педалью газа, не отключая при этом головы.
Что делать? Предотвращая начавшийся занос, прекратите торможение. Не выключая сцепления, плавно опустите педаль газа и поверните передние колеса в сторону заноса. Когда задняя часть автомобиля прекратила боковое скольжение, начните быстрое вращение рулевого колеса в обратную сторону. Машину снова начнет заносить, теперь из-за больших сил инерции, уже в другую сторону. Небольшим поворотом “баранки” выправьте траекторию движения и слегка увеличьте подачу топлива. Не запаздывайте с переходом вращения руля из одной стороны в другую. Запаздывание может только сильнее “раскачать” машину на дороге, каждый раз увеличивая амплитуду заноса.
Бывает так, что выровнять автомобиль удается далеко не сразу. Однажды я ехал по загородному шоссе со скоростью около 100 км/ч. Трасса была ровной, пустынной — никаких причин для беспокойства. Неожиданно выехал на скользкий участок дороги и почувствовал, что машина практически потеряла управление, “поплыла”. Любое резкое движение могло привести к аварии. Потому все действия рулем были быстрыми, но не резкими. Чуть занесло — повернул руль в сторону заноса, пошла машина в другую сторону — туда же и руль. Руки работали на боковом секторе руля так быстро, что потом еще долго чувствовалось жжение в ладонях.
Заносов из одной стороны в другую было не менее пяти-шести — метров на триста. Возможно, мне удалось бы стабилизировать автомобиль и раньше, если бы я знал, что руль нужно начинать вращать в обратную сторону с небольшим опережением заноса задней оси. Автомобиль еще не достиг предельного отклонения, занос еще продолжается, а руль уже нужно вращать в обратную сторону.
Особое внимание хочу обратить на то, что во всех фазах выхода из заноса руль нужно поворачивать ровно настолько, чтобы передние колеса всегда находились строго в направлении движения.
Признанный мастер, разработавший свою методику повышения водительского мастерства и отработки контраварийных приемов управления автомобилем, Эрнест Цыганков в брошюре “Безопасное прохождение поворотов” рекомендует несколько иные контраварийные действия. Они весьма эффективны и используются многими спортсменами, но требуют отточенности и четкого выполнения, что достигается лишь длительными тренировками. Применять их бездумно, без определенной подготовки и отработки на полигонах не рекомендуется, поскольку это может привести к нежелательным результатам.
НЕ ЗАСКОЛЬЗИ
О чем предупреждает знак 1.15 “Скользкая дорога” и что нужно ожидать автомобилисту, повстречавшему его на своем пути?
Изображение на знаке можно трактовать неоднозначно. Это может быть что угодно, в том числе и траектория, по которой ведет свой автомобиль пьяный водитель. В пользу такой версии говорит и наклон машины на знаке, как бы теряющей равновесие. В комментариях к Правилам дорожного движения дается следующее разъяснение: “Знак 1.15 “Скользкая дорога”. Участок дороги с повышенной скользкостью проезжей части. Предупреждает водителей о том, что участок дороги имеет повышенную скользкость, где коэффициент сцепления шин с покрытием во влажном состоянии менее 0,3”.
В сухом состоянии практически все твердые усовершенствованные покрытия обеспечивают высокий коэффициент сцепления. Однако влажные покрытия из каменных материалов и битумоминеральных смесей обладают повышенной скользкостью. Скользкими становятся и все типы покрытий во время снега или гололедицы.
Получается, что этот знак должен стоять на всех дорогах России по крайней мере шесть месяцев в году. Однако на все дороги знаков не напасешься, потому и устанавливают его в местах, где эта самая скользкость выше всех разумных допусков и, соответственно, сцепление шин с дорогой сведено до минимума. Именно сведено, потому как сейчас знак 1.15 чаще встречается перед участками дорог, на которых ведутся или только что закончились ремонтные работы. Свежеуложенный асфальт, разлитый битум, грязь на покрытии — вот о чем предупреждает водителя этот знак.
Нормальный водитель, увидев его на дороге, обязательно снизит скорость, приготовится к возможности экстренного маневрирования, повысит внимание. Зимой действие этого знака, неважно где он установлен, распространяется на все наши дороги, и потому до весны забудьте о высоких скоростях, рискованных обгонах, резких маневрах. Каждый раз, выезжая из гаража, вспоминайте знак 1.15 “Скользкая дорога” и управляйте автомобилем с особой осторожностью.
МАСТЕР-КЛАСС
Фрагменты из книги Э. С. Цыганкова “Безопасное прохождение поворотов”.
- При подходе к повороту попытайтесь определить крутизну дуги, сложность поворота, характер покрытия, наклон полотна, состояние обочины. Не ошибитесь в определении сложности поворота.
- Определите критическую скорость до вхождения в поворот и сравните ее с фактической скоростью вашего автомобиля, чтобы выбрать оптимальный способ торможения: малоинтенсивный или экстренный. Реально оценивайте собственные возможности, мастерство.
- Перед вхождением в поворот сместите автомобиль к наружной стороне дуги, чтобы увеличить радиус движения и уменьшить действие центробежной силы. Если дорога двухполосная с встречным движением, смещайтесь в пределах занимаемой полосы (см. рис., поз. 1).
- Продолжать интенсивное торможение и одновременно пытаться вписаться в дугу практически невозможно. Вначале заканчивайте одну операцию, затем переходите к другой. Дотормаживать можно и на дуге поворота, но сначала выполните вход.
- Включите понижающую передачу при подходе к повороту, пока автомобиль устойчив на дороге (поз. 2). В повороте это действие может нарушить устойчивость. Если есть сомнения, на какой передаче проходить поворот, страхуйтесь от критической ситуации включением более низкой передачи. В крайнем случае включить понижающую передачу можно уже на дуге. Но действие должно быть мягким, не вызывающим ускорения или замедления, которые приводят к заносу автомобиля.
- После начала вхождения в поворот сразу дайте тягу на ведущие колеса (мягко нажмите на педаль газа). Этим вы повысите управляемость автомобиля и возможность противодействовать центробежной силе (поз. 3).
- Не стремитесь сразу перейти на внутренний радиус (поз. 4). Уменьшая радиус, вы увеличиваете центробежную силу и создаете себе трудности во второй части поворота. Постройте траекторию с максимальным радиусом, начиная и завершая поворот по наружной стороне (поз. 5), переходя внутрь в самой крутой его части.
- Не применяйте на повороте при критической скорости импульсных приемов торможения. Они могут многократно провоцировать потерю устойчивости автомобилем из-за кратковременного или длительного блокирования колес. Воспользуйтесь плавным торможением с небольшим постоянным усилием, но помните, что его возможности ограничены.
- Опасайтесь неровностей под наружными колесами автомобиля. Эти колеса обеспечивают устойчивость в повороте. Неровность лучше преодолеть по прямой, используя для этого траекторию “двойного хода”. Она предусматривает два мини-поворота и переходную прямую между ними. Проходите крутой поворот не по классической дуге, а по многограннику (ломаной траектории). Такая траектория позволяет применять знакомые всем приемы торможения, чередуя их с короткими импульсами руления и переменным дросселированием.
Биржа плюс авто