Прохождение поворотов на обледенелой или заснеженной трассе требует определенных знаний и навыков, иначе первый же поворот станет для новичка последним. По этой причине знакомой уже теме мы уделяем так много внимания.
На зимней дороге каждый поворот может стать опасным, если водитель не подготовился к его прохождению заранее и не имеет достаточного опыта выхода из критических ситуаций. Когда скорость движения автомобиля невелика, состояние дороги хорошее, трасса свободна и видимость отличная, прохождение поворотов затруднений не вызывает. Но стоит измениться хотя бы одному из перечисленных условий, как ситуация может стать критической.
Самая распространенная ошибка начинающих водителей — вхождение в поворот на слишком высокой скорости. Это может быть следствием простого лихачества или неправильной оценки крутизны поворота, если закругление дороги кажется плавным, а его истинный характер раскрывается уже в повороте, когда для сохранения заданной траектории движения требуется принятие экстренных мер. Даже опытные водители чувствуют себя неуверенно, въезжая в поворот на критической скорости, ведь любое неверное действие может привести к аварии.
Чаще всего в подобной обстановке срабатывают защитные рефлексы водителя, заставляющие его резко бросать педаль газа и изо всех сил жать на тормоз. Результатом таких действий, как правило, становится неуправляемый занос или снос машины по касательной к дуге поворота. И в том и в другом случае водитель может рассчитывать только на везение и удачу. Для снижения скорости плавным торможением не хватает времени и расстояния, а применение на дуге поворота таких приемов торможения, как ступенчатый и прерывистый, малоэффективно из-за опасности блокировки колес и заноса. Складывается парадоксальная ситуация, когда необходимо снизить скорость автомобиля, но все доступные методы торможения для этого непригодны. Автоспортсмены на этот случай имеют целый арсенал контрдействий и приемов, отработанных до автоматизма. У неподготовленных же водителей выбор в условиях прохождения поворотов на критической скорости невелик, и никакой совет или житейская мудрость без твердых навыков здесь не поможет.
Но это совсем не означает, что положение безвыходное. Если уж так случилось, что при прохождении поворота вы понимаете: скорость слишком велика, а дорожное покрытие скользкое, — не теряйте самообладания, не паникуйте, а постарайтесь применить хоть какие-то контраварийные приемы, повлиять на ситуацию. Хуже уже вряд ли может быть, так что действуйте, экспериментируйте, наконец.
Но при любых условиях не забывайте, что на скользком покрытии все действия по управлению машиной выполняются плавно, без резких движений, даже если руками и ногами нужно работать очень быстро.
Если вы прозевали поворот и влетели в него на слишком высокой скорости, то тормозить уже поздно. Резкое торможение сорвет машину в занос. В вашем распоряжении остаются только руль и педаль газа.
Если дорога свободна, нужно изменить траекторию движения, проехать поворот по большей дуге, используя полосу встречного движения (рис. 1). Еще раз напоминаю, что этот маневр можно предпринимать только в экстренных случаях при условии, что на встречной полосе нет транспорта.
Если поворот достаточно плавный и для снижения скорости есть время и пространство, то попытайтесь погасить скорость, как показано на рис. 2. Для этого попытайтесь дугу поворота разделить на несколько прямолинейных отрезков, на каждом из которых можно применять приемы торможения. Поставили колеса прямо, притормозили, затем повернули; колеса прямо — еще притормозили, затем продолжили движение по дуге. И так несколько раз. Только четко разделяйте эти два действия и не тормозите в повороте.
Торможение двигателем можно применять до вхождения в поворот или на коротких прямолинейных участках траектории. Переключения передач выполняйте быстро, сцепление включайте плавно.
Если все контрмеры желаемого результата не приносят и вы чувствуете, что начался занос, поверните руль в сторону заноса и слегка увеличьте подачу топлива. Даже если автомобиль сорвался в занос, работая рулем и педалью газа, пытайтесь сохранить контроль над ним, вернуть к нужному направлению. При выходе из заноса нужно стремиться поворачивать руль настолько, чтобы колеса всегда были направлены по направлению движения. Не пугайтесь, если заднюю ось автомобиля центробежной силой слегка сместит к наружной стороне поворота, — боковое скольжение тоже будет способствовать гашению скорости. Главное, не бросайте в этот момент педаль газа и не тормозите — это верный путь к заносу и вращению автомобиля.
Такие или примерно такие рекомендации даются в большинстве книг, адресованных начинающим автомобилистам и призванных повысить мастерство вождения. Тем, кто уже “вырос из коротких штанишек” и имеет полное право причислять себя к асам автомобильных дорог, можно рекомендовать брошюры Э. С. Цыганкова из серии “Высшая школа водительского мастерства”, где автор подробно описывает приемы контраварийной подготовки. Немало места в них уделено безопасному и скоростному прохождению поворотов, действиям, предохраняющим от попадания в критические ситуации. Многие из элементов доступны даже для малоподготовленного водителя, но есть и такие, которые требуют высокого уровня мастерства и систематической тренировки.
Михаил БАРИНОВ
Биржа плюс авто