Учиться вождению — решение похвальное и смелое, но в то же время ответственное. Для того чтобы результатом упорной и длительной учебы стало уверенное и умелое управление автомобилем, немаловажно, как настрой и отношение к делу самого ученика, так и профессионализм инструктора. Но помимо этих двух субъектов в процессе обучения есть и третий, пожалуй, главный участник, — непосредственно автомобиль. За руль какого автомобиля впервые сядет человек, во многом зависит его дальнейшее мастерство водителя.
Сегодня многочисленные частные автошколы предлагают ученикам довольно большой выбор учебных автомобилей — и отечественных, и иномарок. В государственной автошколе, как правило, учат на видавших виды «Жигулях», которые отпугивают будущих водителей одним только видом. И, как автоинструктор, преподаваший не в одной школе вождения, смею заверить, — совершенно напрасно. Как ни странно, но и в частных автошколах большинство клиентов предпочитают для обучения именно «классику» и «самары». Причина проста – научившись водить «трудную» машину с задним приводом (как у классических Жигулей) и с механической коробкой, пересесть на удобную иномарку не составит труда. А вот наоборот, научившись кататься на комфортной и мягкой иномарке, сесть за руль отечественного железного коня, если появись такая необходимость, будет непросто. Следовательно, обучение на автомобиле ВАЗ позволяет получить более универсальные и качественные навыки вождения.
| |
Итак, выбор автомобиля для обучения остановлен на старых добрых «Жигулях». Здесь опять же есть два варианта – либо заднеприводные ВАЗы (все поколение классических моделей от «копейки» до «семерки»), либо переднеприводные «Самары», «Калины» и «Приоры». Принято считать так, что классические «Жигули» более сложны в управлении и годятся для решительных учеников, желающих получить максимум навыков вождения, а «восьмерки» и «девятки» легко управляемы и потому подходят для обучения более впечатлительных личностей, в частности девушек. Дилемма «задний или передний привод» может быть разрешена и в зависимости от того, какой автомобиль человек планирует водить в дальнейшем. Если заднеприводный (допустим, те же «Жигули»), то соответственно на машине с задним приводом ему и учиться. Если же ученика в гараже ожидает переднеприводная иномарка или отечественная машина, тогда стоит остановиться на учебной «восьмерке» или «девятке».
Заднеприводные «Жигули» (модели ВАЗ 2101, ВАЗ 2102, ВАЗ 2103, ВАЗ 2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2106, ВАЗ 2107) довольно сложны в управлении для неопытного водителя (да и для опытного, подчас, тоже), особенно в зимнюю пору и на мокрой дороге. При неуверенном вождении, что присущее всем новичкам, машина иногда ведет себя непредсказуемо. Добавив сюда напрочь отсутствующую эргономику водительского места, очень широкое и тяжелое рулевое колесо и неудобные зеркала, можно прийти к выводу, что учиться на «копейке» и ее преемниках стоит тем, кто уверен в своих силах и полностью доверяет своему инструктору. Тем не менее, за несколько выездов осилив этого «коня», ученики, как правило, чувствуют себя более уверенно и хорошо изучают реакции автомобиля на свои действия. К преимуществам заднеприводных ВАЗов можно отнести хорошую подвеску, благодаря которой машина двигается достаточно мягко, и неплохую устойчивость на небольших скоростях.
Переднеприводные ВАЗы (модели ВАЗ 21099, ВАЗ 2110, ВАЗ 2112, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115, ВАЗ 1119, ВАЗ 2170) – удобные и послушные автомобили, но не во всех случаях. В условиях скользкой дороги на большой скорости автомобиль не слушает руль и вместо притормаживания и поворота стремительно летит прямо. Впрочем, если перебороть психологический барьер и научиться в таких случаях жать газ вместо тормоза (а еще лучше не допускать критических ситуаций, когда так необходимо поступать), то удобней машины для обучения не найти. К тому же, если и возникнет во время езды определенный форс-мажор, инструктор всегда рядом и разрулит ситуацию в прямом и переносном смысле. Помимо легкого управления переднеприводные ВАЗы, по сравнению с заднеприводными, обладают и другими приятными моментами: удобным и легким рулем с острой реакцией и хорошими боковыми зеркалами. Есть и недостатки, в частности, управляемость сильно зависит о качества покрышек (заводские для нормальной езды не подходят вообще), не очень удачная подвеска (на сухой дороге машину немилосердно трясет, зато по снегу и скользкой дороге едет хорошо), быстрое загрязнение всех стекол, что утрудняет обозрение, а также постоянно грязные пороги, из-за чего как в машину не сядь, постоянно пачкается одежда. Последний пункт нередко расстраивает начинающих водительниц, хотя по всем остальным параметрам переднеприводные ВАЗы для их обучения подходят лучше всего.
О выборе автомобиля для обучения, о преимуществах и недостатках переднеприводных и заднеприводных автомобилей рассуждал инструктор по вождению в Москве, Игорь Агафонов.