|
|
|
Обсуждение |
|
|
|
|
|
|
ОСАГО приносит 900% прибыли
|
Российский союз автостраховщиков наконец опубликовал статистику по ОСАГО на 1 апреля (за 9 месяцев действия закона). Страховщики по-прежнему выплачивают меньше десятой части денег, собранных с автомобилистов за автогражданку. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА) на 1 апреля этого года, около 20 млн автовладельцев купили полисы ОСАГО. К началу мая в России было заключено 21,5 млн договоров ОСАГО. По прогнозам главы Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Кургина, к концу мая это число может увеличиться до 22 млн. Всего же в стране зарегистрировано 25 млн автомобилей, хотя, по оценкам западных аналитиков, реально эксплуатируются 21 млн 152 тыс. машин.
За 9 месяцев автовладельцы заплатили страховщикам за полисы автогражданки 39,2 млрд рублей (средняя стоимость одного полиса в 1969 рублей). Через месяц – к началу мая – страховщики собрали уже 42,7 млрд рублей. Но, несмотря на то что количество проданных страховок и их общая стоимость уже тщательно посчитаны, статистику по выплатам за девять месяцев (на начало апреля) РСА предоставил только к концу мая (некоторое время назад представители ассоциации предлагали вообще "закрыть" статистику по ОСАГО). На начало апреля страховые компании урегулировали 200,4 тыс. страховых случаев по автогражданке (было заявлено о 273,9 тыс. аварий) и выплатили пострадавшим свыше 3,8 млрд рублей компенсаций. Получается, на выплаты ушло меньше десятой части от собранных платежей.
По данным страховщиков, на начало мая было зарегистрировано уже 378 тыс. заявлений о наступлении страховых случаев. Если ориентироваться на нынешний показатель средней выплаты по ОСАГО – около 19 тыс. рублей, на начало мая страховщики должны погасить 7,2 млрд убытков от ДТП. В РСА с тревожными нотками в голосе отмечают, что сейчас продолжается лавинообразный рост убыточности по ОСАГО.
Впрочем, термин "убыточность" в страховом бизнесе имеет несколько иное значение, нежели общепринятое. Простой показатель убыточности – это соотношение произведенных выплат к собранным премиям, умноженное на сто процентов. То если страховщики говорят, что убыточность ОСАГО за девять месяцев составила 10%, то это означает, что на выплаты ушло 10% от собранных денег. Или по-другому можно сказать так: в данный момент страхование по ОСАГО приносит 900% прибыли.
Аналитик Центра экономического анализа "Интерфакса" Анжела Долгополова поясняет, что страховая компания будет реально получать убыток в том случае, если простой показатель убыточности будет приближаться к 60%. Сами же страховщики при каждом удобном случае стараются сослаться на опыт зарубежных стран и сообщают, что "пик убыточности по обязательному страхованию автомобилей придет через два-три года". Это и остается главным аргументом страховых компаний в пользу того, что тарифы на автогражданку пока нельзя снижать.
Почем ОСАГО за границей
Многие страны бывшего СССР и соцлагеря намного раньше России ввели обязательное страхование.
В странах Восточной Европы годовую "Зеленую карту" (аналог полиса ОСАГО) можно купить за $150-160. В Западной Европе она обойдется в $270. В Скандинавии – около $170. В странах Евросоюза страховщики отвечают за повреждение имущества третьих лиц суммой более чем $120 тыс., а за ущерб здоровью – больше $600 тысяч. А по правилам некоторых европейских стран возмещению подлежит реальный ущерб от аварии (который выплачиваетс полностью). Страховщики также выплачивают пожизненные пенсии по инвалидности.
Средняя цена страховки легкового автомобиля на Украине составляет $18 при сумме страхового покрытия $6400. Это единственная страна, в которой убыточность (соотношение выплат к платежам) по ОСАГО увеличивается из года в год. К 2003 году она достигла 27%. Но такая ситуация обусловлена двумя факторами. На Украине нет штрафных санкций за отсутствие полиса, и поэтому за девять лет существования закона полисы гражданской ответственности оформил только каждый пятый автовладелец. И, кроме того, украинские страховые компании ориентированы на продажу страховых полисов по системе "Зеленая карта".
В Казахстане полис стоит в среднем $16. Лимит ответственности – чуть больше $3 тыс. При этом законодательство разрешает страховщикам понижать базовый тариф в два раза, и многие компании пользуются этим в конкурентных целях.
Эстонские водители платят за страховку в среднем по $33 в год. Сумма страхового возмещения составляет до $10 тыс. на каждый страховой случай. При этом страховые компании обязаны компенсировать пострадавшим от автомобилей пешеходам все расходы на лечение. Но это не мешает им получать прибыль от этого вида деятельности до $3 млн в год.
Наши белорусские соседи страхуются за $25. Сумма покрытия составляет $6 тыс. ОСАГО на территории Белоруссии также является рентабельным для страховщиков, несмотря на то, что по итогам трех лет действия обязательного страхования им охвачены только 58% автовладельцев. Уровень выплат в целом по республике за период с 1 января 2002 года по 1 августа 2002 года составил 46%. процентов.
Текст: Вячеслав Степовой
http://www.gazeta.ru
01.12.2008 09:25:43
|
|
|