поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

СП угрожают российским автозаводам?

"Полукровки": СП угрожают российским автозаводам?
10.02.2004 - Илья Фишер, МК

Словосочетание “совместное предприятие” прочно вошло в оборот в конце 80-х. В те смутные времена, когда в СССР зарождались основы экономических свобод, работать в СП было не просто престижно. Возникла обособленная каста тружеников, чей рабочий день проходил почти за границей, а оплата труда… В общем, им завидовали.

С тех пор много воды утекло. Нынче практически любую мало-мальски крупную фирму, имеющую иностранных партнеров, можно смело назвать совместным предприятием, а оплата труда не сильно отличается от российских компаний. Однако если раньше эспешники занимались в основном торговлей, то сегодня их доля в общем объеме отечественного производства не просто появилась, а стала весьма значительной. И автопром здесь не исключение.

Известно, что производство автомобилей - процесс достаточно наукоемкий и высокотехнологичный, а строительство качественных машин - и подавно. Разумеется, найти финансовую базу для создания автозавода с полным циклом невероятно сложно. Впрочем, это и не нужно. Большая часть существующих сегодня в мире предприятий занимается только окончательной сборкой и покраской автомобилей, технологии и комплектующие для которых они получают уже готовыми. Таким первенцем в России, наверное, можно считать “ЕлАЗ” - Елабужский автомобильный завод. Именно здесь в 1996 году корпорацией “ЕлАЗ-GM” была начата отверточная сборка Chevrolet Blazer. Хотя полноценной сборкой назвать то, что происходило в Елабуге, можно лишь с натяжкой. С бразильского завода “General Motors” приходили практически готовые автомобили, на которые оставалось установить светотехнику, бампера, зеркала и прочую мелочовку. Покупатели поначалу нашлись, однако сомнительное российско-бразильское качество потребителей в итоге не устроило. Тут как раз подоспел кризис 1998 года, обрубивший фактически этому проекту остававшиеся (весьма туманные) перспективы.

Даешь ассортимент!

Примерно в то же время, в 1996 году, появился “Автотор”. Первый автомобиль Kia на мощностях “Автотора” собрали в мае 1996 года. Однако уже в 1997-м южнокорейская корпорация “Kia Motors” обанкротилась. Поэтому начинающему СП пришлось смещать акцент в сторону более дорогих BMW. Старожилы “Автотора” удивляются: как фирме удалось пережить августовский дефолт 1998 года? Тем не менее, как считают здесь, залог успеха - так называемая мультибрендовость и максимально широкий спектр моделей. Сегодня здесь выпускаются семь моделей Kia - четыре легковые и три грузовые, BMW 3-й и 5-й серий, а в феврале должен начаться выпуск Hummer H2.

Прошлогодний всплеск спроса на новые иномарки в какой-то мере оказался неожиданным как для импортеров, так и для производителей. Практически у всех продавцов из десятки лидеров по итогам 2003 года возник определенный дефицит. Среди них - почти все совместные предприятия, может быть, за исключением “Автофрамоса”, только начинающего крупномасштабное развертывание производства в Москве. Быстро ликвидировать этот дефицит удалось далеко не всем. И дело тут не только во внутренних проблемах производителей. Если бы налоговая и таможенная политика российского правительства в данном вопросе была более продуманной и согласованной, то многих потерь по дороге к интенсификации производства в России конкурентоспособных и качественных автомобилей удалось бы избежать. За годы, прошедшие со дня образования первого СП, в государственной политике постоянно смещались акценты и приоритеты. И только в последнее время мы становимся свидетелями нескольких последовательных и продуманных шагов в этом направлении.

Конечно, “Автотор” или “ТагАЗ” - это не GM и не “Ford”, вкладывающие в организацию производства, а также в сбыт продукции огромные деньги. Современный сборочный завод с мощнейшей финансовой “крышей” позволяет очень гибко реагировать на конъюнктуру спроса. Между тем тот же “Автотор” имеет свои преимущества на рынке. Прежде всего - мультибрендовость. Она дает возможность лавирования в зависимости от состояния продаж той или иной модели, а также общеэкономической обстановки. Помимо этого завод в Калининграде не связан жесткими обязательствами в рамках межправительственного соглашения о локализации производства, какими связан “Ford” и каких добиваются сейчас от GM под новый проект “Chevrolet Viva”. Калининград находится в свободной экономической зоне, а свободный таможенный склад - одно из преимуществ этой зоны.

К примеру, всеволожскому предприятию порой невольно приходится подключать к производству определенного процента комплектующих российских смежников (одно из условий существования завода “Ford” в России). Если себестоимость машины от этого уменьшается, то качество, сами понимаете, лучше не становится. В результате менеджерам приходится заниматься поиском наиболее ответственных и продвинутых отечественных изготовителей, а не сосредоточивать все силы на удовлетворении спроса на Ford Focus.

Спорный вопрос

В 1997 году началось строительство Таганрогского автомобильного завода. В 1998-м на мощностях “ТагАЗа” началась сборка автомобилей Daewoo Lanos, Nubira и Leganza (они получили имена “Ассоль”, “Орион” и “Кондор” соответственно). Однако стать действительно народными, подобно их предшественнице Nexia, им не удалось - проклятый дефолт. С мая 2001 года на “ТагАЗе” выпускается автомобиль Hyundai Accent. Чуть позже было налажено производство грузопассажирских фургонов Citroёn Berlingo под маркой “Донинвест Орион-М”. Опыт продаж последнего по ряду причин нельзя назвать положительным. Видимо поэтому его производство пока свернуто, в то время как Hyundai Accent полным ходом завоевывает сердца российских автомобилистов. В 2003 году его продажи составили 6198 штук - чуть меньше половины общего объема “Hyundai” на российском рынке

На март нынешнего года на “ТагАЗе” намечено начало сборки автомобилей Hyundai Sonata, сообщили в финансово-промышленной группе “Донинвест”, в состав которой входит предприятие. В настоящее время компания проводит необходимые работы по организации сборки этой модели. Сейчас Sonata стоит около $20 000, однако спрос на нее не слишком большой. Представители “ТагАза” рассчитывают, что после начала сборки автомобиля в России его цена упадет, а значит, спрос увеличится.

“ТагАЗ” планирует не просто собирать Sonata по “отверточной” технологии, а наладить полноценное производство со сваркой и окраской кузовов - именно так сейчас выпускается Accent. Благодаря этому цена на автомобиль может сократиться не на 10-15%, а сразу на 15-30%. Таким образом, можно предположить, что после начала производства Hyundai Sonata будет стоить порядка $15 000. Впрочем, некоторые аналитики весьма скептически оценивают успех серийного производства Hyundai Sonata в России. Так, Дмитрий Виноградов из “Brunswick UBS” недавно отметил, что заявленный объем производства этой модели не слишком большой, чтобы повлиять на рынок. А среди состоятельных россиян сильно предубеждение, что корейские машины внутренней сборки несколько уступают по качеству машинам бизнес-класса, выпущенным в Европе и Америке. Наибольшим спросом сейчас пользуются автомобили в ценовом сегменте $10 000-12 000, а покупатели машин бизнес-класса выбирают более престижные марки.

Но, как ни странно, инвестиции, вложенные в “ТагАЗ” финансово-промышленной группой “Донинвест”, а это порядка $320 млн., превышают затраты другого совместного проекта. Речь идет о начале производства абсолютного лидера продаж среди совместных предприятий - внедорожника Chevy-Niva. Понятно, что заслуга эта в немалой степени принадлежит популярному российскому бренду “Нива”. И, покупая этот внедорожник, россияне в первую очередь клюют на нивские возможности, а лишь потом смотрят на экстерьер от “Chevrolet”. Так или иначе, но Chevy-Niva в прошлом году разошлась “тиражом” более 21 тысячи экземпляров.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Павел Лешаков, пресс-секретарь ЗАО “Автотор”:

- Наши прогнозы на 2004 год оптимистичны. Мы ожидаем, что с конвейера сойдет более двух тысяч BMW. В марте должно начаться производство новой “пятерки” Е60. По Kia предполагается двукратное увеличение производства (до 18-20 тысяч штук). Помимо этого в ближайшие дни должно начаться производство Hammer H2. Одним словом, если ничего не случится, 2004 год обещает стать рекордным. Цену на внедорожник будем устанавливать не мы, а “General Motors”, поскольку реализацией этих машин станут заниматься именно они. Единственное, что могу сказать: перенос сборочного производства в Россию, как правило, удешевляет машину на 15-20%. А отразится ли этот факт на розничной цене Hammer H2 - решать GM.

Для производства, подобного нашему, с экономической точки зрения оптимально выпускать порядка 40-50 тысяч машин в год. Реально, с учетом жесткой конкуренции, производить такие объемы очень сложно. Как с финансовой, так и с технологической точки зрения. Если осваивать сварку и окраску, то выпуск ограничится 1-2 моделями. А с таким количеством сейчас в России далеко не уедешь.
01.12.2008 09:25:40
Последние статьи
  02.09.2020 О каких автомобилях мечтают россияне
  03.08.2020 Лада готовит молодёжную версию Иксрея Кросс
  02.07.2020 Как не дать угонщикам шанса
  01.06.2020 Грузинский туроператор предлагает российские кемперы для путешествий по Кавказу
  06.05.2020 Жар под капотом
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!