поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

Модельный ряд АМО "ЗИЛ" реальность и перспективы

Журнал "Автомобильная промышленность",2004год,№5
Р.К. МОСКВИН

Нередко приходится слышать, что отечественные автозаводы "десятилетиями выпускают единственную модель". Однако, если разобраться по существу, для большинства предприятий это неверно. Например, ЗИЛ помимо своей "визитной карточки", автомобиля ЗИЛ- 130, одновременно изготовлял не только его же модификации с четырьмя вариантами базы, шасси для специализированных кузовов-надстроек, седельные тягачи, газобаллонные комплектации и различные климатические исполнения, но и еще две принципиально иные модели - ЗИЛ-131 (6х6) и ЗИЛ-133 (6х4) со своими модификациями и комплектациями. Поэтому в 1990-е годы он смог, опираясь на накопленный опыт, расширить гамму выпускаемой техники в несколько раз. В его модельном ряду появились АТС колесной формулы 4х4, грузовые автомобили малой и большой грузоподъемности, цельнометаллические фургоны, автобусы, магистральные тягачи, множество специальных и специализированных модификаций. Все эти конструкции были предложены потребителю, но, как это часто случается в условиях рынка, далеко не все выдержали конкуренцию с продукцией других отечественных автозаводов и зарубежных фирм.

Доскональное изучение рынка, трезвая оценка собственных возможностей и возможностей своих партнеров-поставщиков заставили АМО "ЗИЛ" вновь пересмотреть свой модельный ряд, оставив в нем лишь наиболее востребованные на сегодняшний день модели и модификации. В активе ЗИЛа насчитывается 74 модификации, восемь базовых моделей автомобилей и шесть базовых шасси грузоподъемностью от 3 до 10 т. Однако практически предприятие сосредоточено на производстве автомобилей лишь двух семейств: малотоннажных и среднетоннажных (грузоподъемностью до 8 т).

Малотоннажное семейство (базовая модель ЗИЛ-5301 "Бычок") включает автомобили (табл. 1) со "стандартной" и удлиненной базой, однорядной, двухрядной и "спальной" кабинами, с бортовыми платформами длиной 3,75—4,385 м, модульными фургонами различного назначения (и разных производителей) и шасси под комплектацию. Кроме того, в семействе есть полноприводная модель (4х4) повышенной проходимости ЗИЛ-432720 и цельнометаллический (панельный) фургон ЗИЛ-5301, на базе которого небольшими партиями изготовляются автобусы (ЗИЛ-3250 и др.).

Семейство среднетоннажных автомобилей (табл. 2) представляет собой, по существу, дальнейшее развитие конструкций популярных прежде моделей ЗИЛ-4331, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Оно включает четыре бортовых автомобиля и шесть различных шасси. Базовые бортовые автомобили - ЗИЛ-433360, ЗИЛ-433110 (длиннобазный) и ЗИЛ-433440 (6х6) — комплектуются бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10. С этим же двигателем изготовляют седельный тягач, "стандартное", длиннобазное и "самосвальное" (с укороченным задним свесом) шасси. (Пока двигатель ЗИЛ-508 выпускается только в карбюраторном варианте, но в ближайшее время будет оснащаться системой центрального впрыскивания топлива.) Еще один бортовой среднетоннажный автомобиль оснащен дизелем Д-245.9 Минского моторного завода, а длиннобазное шасси ЗИЛ-433102 — дизелем ЗИЛ-645.

Как видим, в гамме основной продукции АМО "ЗИЛ" нет теперь АТС колесной формулы 6х4 грузоподъемностью до 10 т, а также автомобилей с дизелями ЯМЗ. Однако по заказу потребителей завод может изготовить такие транспортные средства. Например, в ассортименте специальной техники, производимой непосредственно на ЗИЛе, есть пожарный автомобиль колесной формулы 6х4 с цистерной на 5 т воды.

Автомобили обоих семейств в ближайшее время планируется существенно модернизировать. Так, на среднетоннажных найдет применение дизель Д-260 ("Евро-2") мощностью 132 кВт (180 л. с.) Минского моторного завода, устанавливаемый сейчас только на пожарную модификацию ЗИЛ-4331. Для семейства "Бычок" базовым двигателем должен стать новый турбонаддувный с промежуточным охлаждением дизель ММЗ мощностью 100 кВт (136 л. с.). Уже модернизировано серийное сцепление, а в дальнейшем на автомобилях ЗИЛ будут использоваться сцепления новой конструкции — диафрагменные диаметром 350—400 мм. Затронет модернизация и коробку передач, изготовляемую на Смоленском автоагрегатном заводе: внедряется ряд усовершенствований для повышения надежности агрегата; созданы опытные образцы новой шестиступенчатой коробки, рассчитанной на крутящий момент 715 Н-м (73 кг-м); ведется работа над новой раздаточной коробкой и механизмами отбора мощности. Для семейства "Бычок" разработана усиленная передняя ось, рассчитанная на нагрузку 3 т. Совместно с Рославльским автоагрегатным заводом разработан модернизированный рулевой механизм с гидроусилителем. Претерпит изменения внешний вид малотоннажных автомобилей: будут внедрены новые капот, облицовка радиатора, бампер, светотехнические приборы.

Таблица 1

Модель     Тип       База, Габаритные    Двигатель Грузоподъ Размер
                     мм    размеры,мм              емность,  платформы,
                                                   т         мм

ЗИЛ-5301АО Бортовой  3650 6195х2319х2885 Д-245.12С   3,0  3750х2254х450
ЗИЛ-5301БО Шасси     3650 6165х2210х2365 Д-245.12С   3,75 —
ЗИЛ-5301ДО Бортовой,
           кабина со
           спальным
           местом    4250 6795х2319х2885 Д-245.12С   3,0  4385х2254х450
ЗИЛ-5301ЕО Шасси     4250 6765х2210х2365 Д-245.12С   3,7  —
ЗИЛ-5301ЯО Бортовой,
           кабина со
           спальным
           местом    4250 6795х2319х2885 Д-245.12С   2,9  375х2254х450
ЗИЛ-5301100 Шасси,
           кабина со
           спальным
           местом    4250 6765х2210х2365 Д-245.12С   3,6  —
ЗИЛ-5310ТО Бортовой,
           двухрядная
           кабина    4250 7185х2319х2885 Д-245.12С   2,3  3750х2215х450
ЗИЛ-532С1ГА Шасси,
           двухрядная
           кабина    4250 7165х2210х2365 Д-245.12С   3,0  —
ЗИЛ-432720 Бортовой,                                 3,0-
           4х4       3340 5530х2475х2810 Д-245.12-90 3,4  2400х2254х450
ЗИЛ-432722 Шасси,
           4х4       3340 5400х2475х2810 Д-245.12-90 3,75 —
ЗИЛ-5301СС Цельнометал-
           лический
           фургон    3650 6600х2210х2800 Д-245.12С   2,7  4000х1946х1949

Большое внимание уделяется на заводе проблеме обеспечения качества. В частности, качества заднего моста, рулевого управления, колесно-ступичного узла, системы охлаждения, тормозов. Причем в этой работе участвуют все филиалы ЗИЛа: на заводе в Москве сегодня выполняются лишь штамповка, окраска и сборка автомобилей, а большинство агрегатов изготовляется на входяших в АМО "ЗИЛ" предприятиях в Пензе, Петровске, Рославле, Рязани, Сердобске, Смоленске и др.

Помимо грузовых автомобилей ЗИЛ изготовляет компоненты для других заводов отрасли — ЗМЗ, ПАЗа, КамАЗа, МАЗа, АЗ "Урал" и др., а также запасные части к своим автомобилям. В последнее время возобновлена также работа над новыми легковыми моделями.

В течение 2003 г. в структуре АМО "ЗИЛ" произошли весьма существенные изменения, которые не замедлили сказаться: по итогам года впервые за последние пять лет получена прибыль; производство автомобилей выросло на 11 %, реализация на 8 %; на рекордную сумму, 480 млн руб., реализовано запасных частей. Нынешнее руководство предприятия не строит чрезмерно амбициозных планов и весьма реалистично оценивает потенциал ЗИЛа, его возможности и нынешнее место на рынке. Выражается это и в политике формирования модельного ряда: делать только те модели, которые могут быть качественно изготовлены и успешно реализованы.

Таблица 2

Модель     Тип     База,мм  Габаритные    Двигатель Грузоподъ  Размеры
                            размеры, мм             емность,т  платформы,
                                                               мм

ЗИЛ-433360 Бортовой  3800   6755х2500х2660 ЗИЛ-508.10  6,0  3752х2326х575
ЗИЛ-433362 Шасси     3800   6620х2422х2700 ЗИЛ-508.10  6,83 —
ЗИЛ-432930 Бортовой  3800   6755х2500х2660 ММЗ-Д-245.9 6,0  3752х2326х575
ЗИЛ-494560 Шасси
        самосвальное 3800   6275х2422х2700 ЗИЛ-508.10  7,06 —
ЗИЛ-442160 Седельный
           тягач     3300   5355х2490х2700 ЗИЛ-508.10  6,4  —
ЗИЛ-433110 Бортовой  4500   7610х2500х2660 ЗИЛ-508.10  6,0  —
ЗИЛ-433112 Шасси     4500   7575х2422х2700 ЗИЛ-508.10  7,5  —
ЗИЛ-433102 Шасси     4500   7550х2422х2700 ЗИЛ-645     6,95 —
ЗИЛ-433440 Бортовой
           (6х6)  3350+1250 7195х2500х2975 ЗИЛ-508.10  3,75 3600х2322х346
ЗИЛ-433442 Шасси
           (6х6)  3350+1250 7186х2420х2760 ЗИЛ-508.10  4,45 —


01.12.2008 09:25:46
Последние статьи
  18.05.2018 Когда движок троит
  16.05.2018 Коррупционер и вор из ГИБДД наказан по заслугам
  05.04.2018 Российский авторынок в марте вырос на 13,9%
  28.02.2018 В марте АвтоВАЗ удвоил скидки на Гранту и Калину
  28.02.2018 Трёхосный седельный тягач Камаз-65209 встал на конвейер
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Производство кабеля и проводов. Кабели и провода
командор-авто.рф
Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!