поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

Модельный ряд АМО "ЗИЛ" реальность и перспективы

Журнал "Автомобильная промышленность",2004год,№5
Р.К. МОСКВИН

Нередко приходится слышать, что отечественные автозаводы "десятилетиями выпускают единственную модель". Однако, если разобраться по существу, для большинства предприятий это неверно. Например, ЗИЛ помимо своей "визитной карточки", автомобиля ЗИЛ- 130, одновременно изготовлял не только его же модификации с четырьмя вариантами базы, шасси для специализированных кузовов-надстроек, седельные тягачи, газобаллонные комплектации и различные климатические исполнения, но и еще две принципиально иные модели - ЗИЛ-131 (6х6) и ЗИЛ-133 (6х4) со своими модификациями и комплектациями. Поэтому в 1990-е годы он смог, опираясь на накопленный опыт, расширить гамму выпускаемой техники в несколько раз. В его модельном ряду появились АТС колесной формулы 4х4, грузовые автомобили малой и большой грузоподъемности, цельнометаллические фургоны, автобусы, магистральные тягачи, множество специальных и специализированных модификаций. Все эти конструкции были предложены потребителю, но, как это часто случается в условиях рынка, далеко не все выдержали конкуренцию с продукцией других отечественных автозаводов и зарубежных фирм.

Доскональное изучение рынка, трезвая оценка собственных возможностей и возможностей своих партнеров-поставщиков заставили АМО "ЗИЛ" вновь пересмотреть свой модельный ряд, оставив в нем лишь наиболее востребованные на сегодняшний день модели и модификации. В активе ЗИЛа насчитывается 74 модификации, восемь базовых моделей автомобилей и шесть базовых шасси грузоподъемностью от 3 до 10 т. Однако практически предприятие сосредоточено на производстве автомобилей лишь двух семейств: малотоннажных и среднетоннажных (грузоподъемностью до 8 т).

Малотоннажное семейство (базовая модель ЗИЛ-5301 "Бычок") включает автомобили (табл. 1) со "стандартной" и удлиненной базой, однорядной, двухрядной и "спальной" кабинами, с бортовыми платформами длиной 3,75—4,385 м, модульными фургонами различного назначения (и разных производителей) и шасси под комплектацию. Кроме того, в семействе есть полноприводная модель (4х4) повышенной проходимости ЗИЛ-432720 и цельнометаллический (панельный) фургон ЗИЛ-5301, на базе которого небольшими партиями изготовляются автобусы (ЗИЛ-3250 и др.).

Семейство среднетоннажных автомобилей (табл. 2) представляет собой, по существу, дальнейшее развитие конструкций популярных прежде моделей ЗИЛ-4331, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Оно включает четыре бортовых автомобиля и шесть различных шасси. Базовые бортовые автомобили - ЗИЛ-433360, ЗИЛ-433110 (длиннобазный) и ЗИЛ-433440 (6х6) — комплектуются бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10. С этим же двигателем изготовляют седельный тягач, "стандартное", длиннобазное и "самосвальное" (с укороченным задним свесом) шасси. (Пока двигатель ЗИЛ-508 выпускается только в карбюраторном варианте, но в ближайшее время будет оснащаться системой центрального впрыскивания топлива.) Еще один бортовой среднетоннажный автомобиль оснащен дизелем Д-245.9 Минского моторного завода, а длиннобазное шасси ЗИЛ-433102 — дизелем ЗИЛ-645.

Как видим, в гамме основной продукции АМО "ЗИЛ" нет теперь АТС колесной формулы 6х4 грузоподъемностью до 10 т, а также автомобилей с дизелями ЯМЗ. Однако по заказу потребителей завод может изготовить такие транспортные средства. Например, в ассортименте специальной техники, производимой непосредственно на ЗИЛе, есть пожарный автомобиль колесной формулы 6х4 с цистерной на 5 т воды.

Автомобили обоих семейств в ближайшее время планируется существенно модернизировать. Так, на среднетоннажных найдет применение дизель Д-260 ("Евро-2") мощностью 132 кВт (180 л. с.) Минского моторного завода, устанавливаемый сейчас только на пожарную модификацию ЗИЛ-4331. Для семейства "Бычок" базовым двигателем должен стать новый турбонаддувный с промежуточным охлаждением дизель ММЗ мощностью 100 кВт (136 л. с.). Уже модернизировано серийное сцепление, а в дальнейшем на автомобилях ЗИЛ будут использоваться сцепления новой конструкции — диафрагменные диаметром 350—400 мм. Затронет модернизация и коробку передач, изготовляемую на Смоленском автоагрегатном заводе: внедряется ряд усовершенствований для повышения надежности агрегата; созданы опытные образцы новой шестиступенчатой коробки, рассчитанной на крутящий момент 715 Н-м (73 кг-м); ведется работа над новой раздаточной коробкой и механизмами отбора мощности. Для семейства "Бычок" разработана усиленная передняя ось, рассчитанная на нагрузку 3 т. Совместно с Рославльским автоагрегатным заводом разработан модернизированный рулевой механизм с гидроусилителем. Претерпит изменения внешний вид малотоннажных автомобилей: будут внедрены новые капот, облицовка радиатора, бампер, светотехнические приборы.

Таблица 1

Модель     Тип       База, Габаритные    Двигатель Грузоподъ Размер
                     мм    размеры,мм              емность,  платформы,
                                                   т         мм

ЗИЛ-5301АО Бортовой  3650 6195х2319х2885 Д-245.12С   3,0  3750х2254х450
ЗИЛ-5301БО Шасси     3650 6165х2210х2365 Д-245.12С   3,75 —
ЗИЛ-5301ДО Бортовой,
           кабина со
           спальным
           местом    4250 6795х2319х2885 Д-245.12С   3,0  4385х2254х450
ЗИЛ-5301ЕО Шасси     4250 6765х2210х2365 Д-245.12С   3,7  —
ЗИЛ-5301ЯО Бортовой,
           кабина со
           спальным
           местом    4250 6795х2319х2885 Д-245.12С   2,9  375х2254х450
ЗИЛ-5301100 Шасси,
           кабина со
           спальным
           местом    4250 6765х2210х2365 Д-245.12С   3,6  —
ЗИЛ-5310ТО Бортовой,
           двухрядная
           кабина    4250 7185х2319х2885 Д-245.12С   2,3  3750х2215х450
ЗИЛ-532С1ГА Шасси,
           двухрядная
           кабина    4250 7165х2210х2365 Д-245.12С   3,0  —
ЗИЛ-432720 Бортовой,                                 3,0-
           4х4       3340 5530х2475х2810 Д-245.12-90 3,4  2400х2254х450
ЗИЛ-432722 Шасси,
           4х4       3340 5400х2475х2810 Д-245.12-90 3,75 —
ЗИЛ-5301СС Цельнометал-
           лический
           фургон    3650 6600х2210х2800 Д-245.12С   2,7  4000х1946х1949

Большое внимание уделяется на заводе проблеме обеспечения качества. В частности, качества заднего моста, рулевого управления, колесно-ступичного узла, системы охлаждения, тормозов. Причем в этой работе участвуют все филиалы ЗИЛа: на заводе в Москве сегодня выполняются лишь штамповка, окраска и сборка автомобилей, а большинство агрегатов изготовляется на входяших в АМО "ЗИЛ" предприятиях в Пензе, Петровске, Рославле, Рязани, Сердобске, Смоленске и др.

Помимо грузовых автомобилей ЗИЛ изготовляет компоненты для других заводов отрасли — ЗМЗ, ПАЗа, КамАЗа, МАЗа, АЗ "Урал" и др., а также запасные части к своим автомобилям. В последнее время возобновлена также работа над новыми легковыми моделями.

В течение 2003 г. в структуре АМО "ЗИЛ" произошли весьма существенные изменения, которые не замедлили сказаться: по итогам года впервые за последние пять лет получена прибыль; производство автомобилей выросло на 11 %, реализация на 8 %; на рекордную сумму, 480 млн руб., реализовано запасных частей. Нынешнее руководство предприятия не строит чрезмерно амбициозных планов и весьма реалистично оценивает потенциал ЗИЛа, его возможности и нынешнее место на рынке. Выражается это и в политике формирования модельного ряда: делать только те модели, которые могут быть качественно изготовлены и успешно реализованы.

Таблица 2

Модель     Тип     База,мм  Габаритные    Двигатель Грузоподъ  Размеры
                            размеры, мм             емность,т  платформы,
                                                               мм

ЗИЛ-433360 Бортовой  3800   6755х2500х2660 ЗИЛ-508.10  6,0  3752х2326х575
ЗИЛ-433362 Шасси     3800   6620х2422х2700 ЗИЛ-508.10  6,83 —
ЗИЛ-432930 Бортовой  3800   6755х2500х2660 ММЗ-Д-245.9 6,0  3752х2326х575
ЗИЛ-494560 Шасси
        самосвальное 3800   6275х2422х2700 ЗИЛ-508.10  7,06 —
ЗИЛ-442160 Седельный
           тягач     3300   5355х2490х2700 ЗИЛ-508.10  6,4  —
ЗИЛ-433110 Бортовой  4500   7610х2500х2660 ЗИЛ-508.10  6,0  —
ЗИЛ-433112 Шасси     4500   7575х2422х2700 ЗИЛ-508.10  7,5  —
ЗИЛ-433102 Шасси     4500   7550х2422х2700 ЗИЛ-645     6,95 —
ЗИЛ-433440 Бортовой
           (6х6)  3350+1250 7195х2500х2975 ЗИЛ-508.10  3,75 3600х2322х346
ЗИЛ-433442 Шасси
           (6х6)  3350+1250 7186х2420х2760 ЗИЛ-508.10  4,45 —


01.12.2008 09:25:46
Последние статьи
  02.09.2020 О каких автомобилях мечтают россияне
  03.08.2020 Лада готовит молодёжную версию Иксрея Кросс
  02.07.2020 Как не дать угонщикам шанса
  01.06.2020 Грузинский туроператор предлагает российские кемперы для путешествий по Кавказу
  06.05.2020 Жар под капотом
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Производство кабеля и проводов. Кабели и провода
командор-авто.рф
labaz21.ru
табак для кальяна
supertabak.net
Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!