Интервью Владимира Каданниква журналу "Итоги" июль, 2002
Нильс Иогансен Журнал
"Итоги"--------------------------------------------------------------------------------
Глава "АвтоВАЗа" Владимир Каданников отвергает свою причастность к лоббированию непопулярного "антииномарочного законопроекта". Но и не скрывает своего раздражения по поводу присутствия подержанных иномарок на российском авторынке.
Глава "АвтоВАЗа" считает, что вазовские автомобили еще долго никому не удастся потеснить, ибо они лучше всех соответствуют уровню жизни россиян и состоянию отечественных дорог.
Правительство готовится рассмотреть обновленный вариант концепции развития отечественного автопрома, предусматривающий введение запретительных пошлин на ввоз иномарок. Впрочем, на прошлой неделе Михаил Касьянов недвусмысленно дал понять, что согласится на эту меру лишь в одном случае - если в России будет налажено серьезное производство альтернативы иностранным машинам. Готов ли отечественный автопром предъявить автомобили, способные конкурировать с иностранными аналогами? Этот вопрос "Итоги" решили задать председателю совета директоров "АвтоВАЗа" Владимиру Каданникову.
- В прессе вас называют главным лоббистом запретительных пошлин на ввоз импортных автомобилей...
- Меня кем только не называли... Поэтому если теперь я стал еще и лоббистом введения пошлин, то от этого уже ничего не добавится и не убавится. На самом деле я не являюсь лоббистом по этому вопросу. И мы, Волжский автомобильный завод, никогда не заявляли о необходимости этих мер - ни устно, ни письменно. Разные люди просто вычисляют, кто это может быть, рассуждают... А по мнению некоторых, мы якобы хотим повысить цены на нашу продукцию, и для этого с рынка надо убрать конкурентов. Но это все неправда.
- Допустим, но тогда по крайней мере вы должны знать, кто стоит за этим...
- Я не знаю и не хочу знать! Я только вижу, что происходит: проходит слух, что пошлины вот-вот поднимут, и вся страна тут же начинает судорожно тащить сюда ржавое железо. За текущий год этого ржавого железа навезли уже 600 тысяч штук, оно валяется на складах и не распродается. Будут еще откладывать введение пошлин - еще натащат. А может, ничего и не будет повышено... Мне очень сложно судить об этом, потому что я к пошлинам не имею никакого отношения. И никто на заводе не имеет.
- Но среди дилеров ходят упорные слухи о том, что если новые импортные пошлины введут, продукция "АвтоВАЗа" автоматически подорожает. Согласитесь, в этом есть свой резон...
- Цены на продукцию Волжского автомобильного завода не зависят от уровня цен на иномарки, подержанные или новые. Они зависят совершенно от другого - от затрат на их производство. Кроме того, есть цены, которые выставляют наши дилеры: они отслеживают рынок и, как любой продавец, хотят получить максимальную прибыль.
- Тем не менее в последнее время на рынке появилась информация о том, что в связи с ростом цен на продукцию "АвтоВАЗа", прежде всего на "десятку" и ее модификации, на складах уже скопилось много непроданных машин. Так ли это?
- Кое-где затоваривание действительно есть, и оно будет всегда. Но из этого нельзя сразу делать далеко идущие выводы. Из-за чего может быть переизбыток готовой продукции на конкретном складе? Может, дилер загнул такие цены, что у него никто не покупает, а рядом, наоборот, покупают. Может быть, у него такие цвета, которые людям не нравятся, может, неходовая комплектация. Но такого, чтобы был большой объем непроданных автомобилей, этого нет.
- Новые импортные пошлины больнее всего ударят по среднему классу. Людей фактически насильно заставят пересесть с иномарок на отечественные автомобили. Вас это не смущает?
- Я думаю, что это очень плохо, особенно если мы все-таки пытаемся не на словах, а на деле доказывать свою приверженность рыночной экономике. А ведь только она может содействовать экономическому подъему страны. Ничто другое Россию не способно спасти, "по указу сверху" ничего путного не получится, это все напрасная трата времени, сил и средств. Это мечты: вот пересадим чиновников на отечественные машины, "Волг" будут делать больше, и экономика наладится. Это все глупости, не более того. Я думаю, что конкуренция должна присутствовать, не должно быть изоляции, должен быть свободный выбор. Правда, стране необходимо более богатое население. Только в таких условиях производство легковых автомобилей будет расти. Другого пути не существует.
- Эксперты прогнозируют, что к 2005 году спрос на российском авторынке увеличится на 25-50 процентов. Способен ли "АвтоВАЗ" увеличивать производство такими же темпами, не допуская роста цен?
- Надо сказать, что, выпустив в прошлом году 767 тысяч автомобилей, мы использовали наши производственные возможности на 100,5 процента. Для автомобильного производства цифра небывалая. Для сравнения: производственные мощности в этой отрасли в США используются примерно на 80 процентов, в других странах значительно меньше - на 60-75 процентов. Помимо сборки машин на собственных площадях, мы поставили на предприятия, которые "горизонтально" входят в нашу орбиту ("Ижмаш", ЗАО "РосЛада" в Сызрани, Луцкий автозавод на Украине и другие), еще около 70 тысяч машинокомплектов. Весь год на нашем предприятии суббота была рабочей - в одну смену. Для этого нам пришлось дополнительно набрать около 6 тысяч работников. Такой график значительно осложняет ремонт и обслуживание оборудования: на это остаются только воскресенье и субботняя ночь. Но несмотря на это, учитывая большой спрос на автомобили, мы пошли на такой режим. Тем не менее 800 тысяч автомобилей - это уже наш предел.
- И какой же выход вы видите?
- Для того чтобы увеличить выпуск, нужны серьезные капиталовложения. Мы хотим сохранить свою долю на отечественном рынке, так как понимаем, что наши автомобили лучше всех соответствуют уровню жизни граждан России и условиям эксплуатации машин в нашей стране. Именно для этого мы и пересмотрели свои планы по "Калине". В отличие от всех наших предыдущих автомобилей "Калину" будем запускать в серию не за счет того, что с конвейера полностью снимут какую-то модель, а сверх того. Правда, на первом этапе не получится на все 100 процентов "сверх": будет частично сверх, а частично за счет того, что свернем производство "четверки", "пятерки" и "семерки". Но эти модели мы в самое ближайшее время планируем освоить в Ижевске. Позднее они будут заменены на автомобиль 2151 - новую заднеприводную модель, соответствующую стандартам Евро-3 и Евро-4. Это произойдет в 2006-2007 годах.
- Менее чем через месяц во Всеволожске открывается завод компании Ford. По предварительным оценкам, модель Focus, которая будет там изготавливаться, пойдет в продажу по цене от 9 тысяч долларов, то есть ненамного дороже ВАЗ-2110М в базовой комплектации и на том же уровне, что и переднеприводные ВАЗы люксовых комплектаций. Выдержит ли "АвтоВАЗ" конкуренцию с Ford в этом сегменте рынка?
- Завод во Всеволожске будет выпускать всего 25 тысяч автомобилей в год. Какая разница, почем он будет их продавать, даже если по мятой трешнице. Это 25 тысяч против 800 тысяч наших! Ну как он может быть нам конкурентом?
- Имеются в виду не все модели "АвтоВАЗа", а именно "десятка".
- "Десяток" мы делаем 240 тысяч в год. Это в 10 раз больше.
- А топовых версий?
- Какая разница! Топовых будет выпускаться столько, сколько купят!
- То есть вы не считаете, что Ford Focus может быть конкурентом продукции вашего завода?
- Нет.
- А кого из иностранных производителей вы рассматриваете как конкурента?
- Пока никого. Мы занимаем в России 75 процентов рынка.
- Значит, вам пока никто не конкурент?
- Пока нет.
- Но ведь отсутствие конкуренции - это приговор и для потребителя, и для качества продукции...
- Мы конкурируем со всеми, кто продает или производит машины в России. Купят у них - не купят у нас. Но такого, чтобы у нас был бы какой-то конкретный конкурент - до такой степени, что сколько продал он, столько не продали мы, - такого нет. И Ford в этом смысле нам не конкурент - запросы рынка в нашей стране пока значительно больше, чем он предлагает. Мы одни, кстати, эти запросы тоже не удовлетворяем, причем не только по количеству, но и по классу автомобилей. Мы предлагаем покупателю в основном машины класса "С". Так нельзя, вообще-то мы сами должны думать о том, чтобы расширять классы, но это невозможно сделать, потому что это не окупить. Речь идет об огромных затратах: без двигателя - под 800 миллионов долларов на каждую новую базовую модель, а если с двигателем, то 1-1,2 миллиарда долларов. Их же надо окупить, надо вернуть. Какие бы они ни были, свои или привлеченные. Своих таких нет, привлеченные надо возвращать, да еще и с процентами, которые в настоящий момент выше, чем максимально возможная прибыль завода.
- К качеству вазовских автомобилей слишком много претензий. Даже Герман Греф недавно заявил, что 7-летняя иномарка гораздо лучше любого нового ВАЗа и что человек, поездивший на машине иностранного производства, никогда снова не сядет в отечественный автомобиль. При этом министр экономического развития ссылался на собственный водительский опыт: "Я знаю, что такое ездить на "Жигулях".
- Неважно, что говорит какой-то отдельный человек, даже если он и министр. Это всего-навсего его личное мнение. Истина - в объеме продаж. Когда люди каждый год покупают все 800 тысяч наших автомобилей, значит, это именно то, что им нужно. Спрос на подержанные иномарки - это ведь ненадолго. Если ты покупаешь за 1,5-2 тысячи долларов кусок железа, то потом начинаешь смотреть, сколько он тебе стоит в эксплуатации... Все надо смотреть в реальных делах, а не в какой-то политике, не в придуманном мире... В реальной жизни все значительно понятнее.
- Если бы все было так, как вы говорите, ввоз подержанных иномарок не имел бы столь устойчивой тенденции к росту. В прошлом году в Россию было ввезено более 500 тысяч подержанных иномарок, в этом году будет ввезено еще больше.
- Да, растет, но не потому, что они лучше, а потому, что людям попросту не хватает автомобилей. В прошлом году в России зарегистрировано 1,4 миллиона автомобилей, а мы произвели менее миллиона. Недостающие надо откуда-то взять. Новых иномарок продается мало, потому что таких денег у людей нет. Поэтому везут старье.
- Тогда поговорим о "новье". Сейчас ряд ведущих мировых автомобильных фирм, в том числе Volks-wagen и FIAT, разрабатывает проекты "Автомобиль за 5000 евро", который планируется выпускать многомиллионными тиражами в Китае и странах Восточной Европы. В России даже с учетом всех пошлин такой автомобиль будет стоить около 5-6 тысяч долларов, то есть на уровне цены ВАЗ-2109. Чем будете крыть?
- Пока будем говорить так: тот, кто хочет сделать автомобиль за 5 тысяч долларов, это он будет пытаться с нами конкурировать! Не мы с ним, а он с нами, потому что мы уже делаем такие автомобили. Получится автомобиль за 5000 евро или не получится, я не знаю. Могу предположить, что вряд ли. Чудеса бывают редко.
- А вот вы упомянули о перспективной модели ВАЗ-2151. Сколько она-то будет стоить?
- Этого вам пока никто не сможет точно сказать. Единственное, о чем пока можно говорить, это об ограничении в цене, заложенном в техзадании на автомобиль. Конструктор всегда стремится к тому, чтобы предложить все самое лучшее в одном автомобиле, а продавец в ответ на это говорит, что такую машину он не реализует. Поэтому вырабатывается некая оптимальная пороговая цена. Сейчас ограничение по "классике" составляет 5-5,5 тысячи долларов. Автомобиль мог бы быть лучше, даже на стадии проектирования, но приходится ограничивать себя, исходя из покупательной способности населения.
- Уже давно обсуждается проект сборки на "АвтоВАЗе" автомобиля Opel Astra. Какова судьба этого проекта?..
- Трудно сказать... Мы бы, конечно, хотели, чтобы этот проект был реализован. Конечно, Opel Astra - это не та машина, которая способна принести какую-то прибыль, получить широкое распространение. Ее и планировали выпускать в количестве не больше 15-20 тысяч в год. С помощью этой модели, за счет чужих разработок, чужих компонентов, мы рассчитывали сделать определенный рывок в области комплектующих - и по конструкции, и по качеству. Для того чтобы потом обратной унификацией часть деталей с Astra поставить на свои автомобили, на свои новые разработки. Вот такова была идеология этого проекта. Но для того чтобы этот автомобиль продавался на нашем рынке, нужно было довести цену с 18 до 10 тысяч долларов. И когда в прошлом году мы увидели, что эта цель недостижима, то специальным протоколом с GM проект был приостановлен. Но мощности по этому автомобилю мы оставили: то оборудование, на котором 23 сентября мы начнем делать "Шевроле-Ниву", предусматривает возможность изготовления до 15 тысяч автомобилей Opel Astra параллельно, то есть на одном потоке.
- Фердинанд Пих, возглавлявший Volkswagen, всегда, даже на самые высокие приемы приезжал на Golf. На чем ездит глава "АвтоВАЗа"?
- В Тольятти, где я провожу половину своего времени, у меня есть служебный автомобиль ВАЗ-21108 "Премьер". А в Москве я езжу на Audi A8. Что же касается г-на Пиха, то я считаю, что в этом есть некоторое пижонство. Мне кажется, что это чуть-чуть из области Бориса Немцова с его пересадками на отечественные автомобили. В Тольятти мне просто удобно ездить на "Премьере", если бы было неудобно, то я бы от него отказался. Но мне удобно: он без проблем обслуживается, достаточно легко паркуется.
- Есть ли еще машины в вашем личном парке?
- Нет. Зачем? Там "Премьер", а здесь А8, и все.
Нильс Иогансен Журнал
"Итоги"