Нам стали привычны многие вещи, о существовании которых, совсем в недавнем прошлом мы не могли даже предположить. Многие достижения научного прогресса нас уже перестают удивлять. Мы считаем нормой "Windows в кармане", сотовую связь и бортовые компьютеры. О последних, еще буквально лет пять назад, мы могли только мечтать.
Теперь же бортовые маршрутные компьютеры стали не только нормой, но и необходимостью наряду с ТО и покупкой резины для колес любимого автомобиля.
Чем же заслужили признательность потребителя эти небольшие, но очень "умные" приборы?
Умение этого чуда техники можно разделить на категории:
-диагностический тестер системы впрыска автомобиля (коды ошибок с расшифровкой)
-диагностический тестер параметров работы двигателя (температура охлаждающей жидкости, напряжение бортовой сети, частота вращения вала, положение дроссельной заслонки, массовый расход воздуха, угол опережения зажигания, положение регулятора холостого хода)
-маршрутный компьютер (остаток топлива в баке, прогноз пробега на остатке топлива, общий расход топлива, расход топлива за поездку, пройденное расстояние за поездку, средний расход топлива, цифровой спидометр, средняя скорость, движения за поездку, черный ящик скорости, время поездки, стоимость поездки)
-аварийный сигнализатор (опасный перегрев двигателя, недопустимое напряжение в борт сети, превышение порога скорости)
-программирование сроков техобслуживания, ОСАГО
-органайзер
Более того, инженеры Тольяттинского государственного университета научно-исследовательской лаборатории №15 – разработчики бортовых компьютеров Штат, предоставили БК, умеющие самостоятельно определять тип контроллера автомобиля и версию программного обеспечения.
Для удобства пользования в Штатах стали применять двустрочные "пишущие" ЖКИ дисплеи. Была внедрена система оповещения в режиме формат (отображение нескольких параметров одновременно).
В помощь автолюбителю, в нелегкой борьбе с техническими проблемами специалисты ТГУ НИЛ 15 разработали серию дополнительных функций у БК, способствующих наиболее эффективно и оперативно воздействовать на различные узлы электронной системы автомобиля. Водитель получил возможность не только контролировать "мозги" своего авто, но и "чинить" их в случае технических неполадок. При этом каждая из функций строго ограничена заводскими нормами каждого из агрегатов системы.
Теперь подробней о дополнительных функциях.
Каждый из нас помнит знакомую зимнюю картину таскания автомобилей на прицепах. Более двух лет назад штатовцы представили к пользованию функцию "Плазмер" в одноименном компьютере
"Штат Плазмер". Это плазменный прогрев свечей. Эффект достигается за счет подачи на электроды свечей зажигания высоковольтных импульсов частотой 150 Гц энергией 0,04 Дж. За время воздействия на каждой свече выделяется энергия порядка 60 Дж. При этом происходит ионизация воздуха в цилиндрах, разогреваются электроды свечей и их изоляторы. После такой подготовки в несколько раз снижается вероятность отказа запуска двигателя в сильный мороз или в условиях повышенной влажности, а также при недопустимом заливе электродов свечей бензином.
А как же летом? В пробках автомобили частенько "закипают". Причиной тому бывает несвоевременное срабатывание вентилятора системы охлаждения, либо некачественная охлаждающая жидкость с превышенным нормативом закипания.
Для решения этой проблемы более года назад была создана функция "Тропик". С помощью маршрутника
"Штат Тропик" водитель смог сам устанавливать температурный порог включения вентилятора.
Параллельно с этими разработками в компьютеры был внедрен голосовой процессор (БК серии Спикер), акцентирующий внимание водителя на возможные аварийные случаи, а также предупреждения о своевременном техническом обслуживании. Приятный женский голос желает Вам счастливого пути. Фантастика? Реальность!!!
Но и это еще не все. К своему пятилетнему юбилею коллектив сотрудников "Штат" преподнес потребителю новые функции бортовых компьютеров, упрощающих эксплуатацию автомобиля.
Детищем рубежа 2005-2006 годов стала
функция "Форсаж".
Эта функция представляет собой обнуление (очищение) до заводских параметров памяти контроллера.
Функция улучшает динамику автомобиля за счет стирания "тормозящей" информации накопленной в контроллере за время движения с периода предыдущего очищения.
Новые автомобильные контроллеры, такие как BOSCH MP7.0, BOSCH M7.9.7, ЯНВАРЬ 7.2 имеют алгоритм работы, основанный на сравнении математической модели двигателя с реальными параметрами. Все отклонения от мат. модели записываются в специальную память контроллера и учитываются в дальнейшей работе - это так называемое самообучение контроллера. Если автомобиль длительное время эксплуатировался в "непривычном" режиме, то это может привести к нежелательным последствиям в дальнейшем. Двигатель может нестабильно работать, плохо набирать обороты, чаще испытывать детонационные перегрузки. Такое случается, например, при эксплуатации на некачественном бензине; в монотонном режиме (в основном на низких или высоких оборотах двигателя); в режиме высокой нагрузки и т.д. Чаще всего это происходит при смене вида топлива с бензина на газ или наоборот.
К примеру:
Если двигатель некоторое время работал на бензине, то при переходе на газ, контроллер не замечает этого и продолжает управлять зажиганием по "бензиновому" алгоритму, параметры которого хранятся в памяти обучения. Обнуление этой памяти заставит контроллер немедленно отреагировать на все изменения и записать в память новые параметры для газа.
"Форсаж" стирает не только информацию об ошибках, как это было в предыдущих версиях БК, а удаляет причину ошибки, тем самым, реанимируя (исправляя) электронный блок управления автомобиля.
Второй пример:
На Вашем автомобиле оказался плохой контакт клеммы аккумуляторной батареи или другой контактной группы. Любое сотрясание автомобиля при движении может вызвать аварийную работу двигателя, спровоцировав нестабильную работу любого из электронных узлов.
Устранив неисправность и "сбросив ошибку" Вы погасите индикацию "Check engine", но не избавитесь от аварийного состояния авто без обнуления - ECU RESET. "Форсаж" позволит Вам выполнить ремонт, не выходя из салона.
Режим "Форсаж" рекомендовано включать при:
-снижении мощности двигателя из-за низкокачественного топлива
-снижении мощности двигателя после преодоления затяжных подъемов
-повышенном расходе топлива
-сбоях контроллера ЭСУД
-переходе с питания газом на бензин для автомобилей, оборудованных газобаллонной аппаратурой.
Запуск режима "Форсаж" немедленно приведет контроллер в состояние первоначальных заводских установок для 95-го бензина, исключая длительный период самообучения (16 ездовых циклов, предусмотренных программой контроллера без запуска функции "Форсаж"). При этом восстановится динамика автомобиля и расход топлива до нормальных значений…
Всё ли это. Конечно, нет. То ли еще будет. Ведь это ШТАТ.
Информация предоставлена:
www.shtat-msk.com Контактный телефон:
8-901-712-78-27