В России к автомобильным навигаторам отношение двойственное. Из-за невысокой стоимости и безусловной пользы они становятся стандартной опцией современного автомобиля. Но жители небольших городов и поселков не видят в них никакого смысла. А зря. Нынешние навигаторы, по сути, специализированные компьютеры, получающие данные со спутников и превращающие их в координаты местности. C навигатором можно безбоязненно путешествовать где угодно.
Надо сказать, что
навител навигатор здорово выигрывает по совокупности свойств у любых непрямых конкурентов: компьютеров, смартфонов, планшетов, фотоаппаратов…
В основе любого навигатора чип для приёма сигналов спутниковой системы. Есть 2 системы геопозиционирования: американская GPS (Global Positioning System) и российская ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система). Обе принадлежат соответственно минобороны США и России. В 2006 г. был подписан меморандум о развитии систем в ключе взаимной совместимости, но, современные навигаторы вынуждены поддерживать каждую из них отдельно.
В околоземном пространстве 6 орбит, на каждой из которых крутятся 4 спутника со скоростью 2 оборота в сутки. Каждые 12,5 мин. спутники передают полный пакет информации в виде сигналов точного времени, основанных на значении атомных часов. Электроника приёмника навигатора определяет его положение на поверхности Земли при условии одновременного получения сигналов от четырёх и более спутников. Базовую конфигурацию GPS и ГЛОНАСС составляют 24 спутника, а общее их количество: 27 для ГЛОНАСС и 32 для GPS.
Для лучшей эффективности в условиях реального ландшафта, где приходится работать не только с прямым, но и с отражённым сигналом, у приёмника обычно работают от 12 до 60 каналов. При приеме важно время холодного и тёплого старта навигатора. Холодный старт длится от нескольких секунд до получаса и связан с получением полностью новой порции информации от спутников. Это случается при первом включении навигатора, либо при длительном перерыве в работе. Надо точно знать, сколько времени навигатор обходится без питания, не прибегая к холодному старту. Не реагирует ли приёмник холодным стартом на задержку сигнала со спутников.
При тёплом старте, имеющаяся в памяти информация обновляется от нескольких секунд до нескольких минут. Срок зависит от качества приёмника и навигатора в целом. Важна точность определения координат и скорости движения (во время езды), и частота обновления данных. Спутники системы GPS передают сигнал 1 тыс. раз в сек., а приёмники навигаторов обновляют данные с частотой от 10 до одного раза в 10 секунд.