(часть 2)
Статья опубликована в журнале "АИМ-Пресс" в N 9(49), 2005 г.
В предыдущем номере мы начали разговор об использовании интернет-сайта, как рабочего инструмента специалиста по маркетингу предприятия-дилера ОАО "АВТОВАЗ" (
Сайт в работе дилера ОАО "АВТОВАЗ": с чего начать? (Часть 1) . Напомню, что по степени использования сайтов предприятия-дилеры мы условно поделили на следующие группы:
- Сайта нет, но хотят сделать.
- Сайт есть "как таковой", используется как "визитка", обозначающая присутствие дилера в сети интернет.
- Сайт есть, работает, но информация обновляется от случая к случаю
- Сайт есть, активно работает, хотелось бы повысить эффективность, оптимизировать структуру, сделать дизайн более привлекательным.
- Сайт есть, активно работает, развивает новые формы работы с клиентами ("нет предела совершенству")
И затем рассмотрели методику работы над проектом "создание сайта", разбив этапы на 7 шагов. В сегодняшней публикации попробуем определить, как повысить эффективность интернет-сайта, обозначив отличия для каждой из групп предприятий: 2-ой, 3-ей, и, возможно, коснемся 4-ой. Для этого рассмотрим положительные стороны, часто встречающиеся ошибки, способы их исправления и наметим направления работ по улучшению сайта. Показательней это будет сделать на конкретных примерах.
Сайт - "визитка" (группа 2)
Эту группу можно было бы разделить на несколько подгрупп. Есть сайты, состоящие из одной страницы, на которой размещена текстовая информация о предприятии и 1-2 картинки. К таким можно отнести сайты (
ОАО "Алтай-Лада" ), чуть более информативен сайт ООО ПКФ
"Астрахань-АВТОВАЗ"
Есть "визитки" и многостраничные. Например,
"Тюмень-АВТОВАЗ". К достоинствам следует отнести доменное имя, соответствующее названию дилера, использование в оформлении корпоративных цветов и логотипа. На странице указаны телефоны, но их актуальность можно проверить только позвонив. Какие-либо даты на сайте отсутствуют.
Встречаются сайты, структура которых более проработана, но по информативности они еще не превзошли уровня "визитки". Так, например, сайт ОАО
"Преголь-Лада" официальный дилер ОАО "АВТОВАЗ". Разветвленная структура, много фотоматериалов. Однако работа над сайтом остановилась на "полпути": часть разделов не наполнена данными, встречаются ошибки (например, перепутаны фото сертификатов и ссылки-подписи, ведущие к фото увеличенного размера). Есть раздел "новости дня", но новости в нем не датированы – остается догадываться, в каком году происходили события, происходившие "в июне".
К несомненным достоинствам следует отнести, что URL сайта повторяет название предприятия, что облегчает посетителям доступ.
Еще один вариант сайта "визитки" можно увидеть, посетив сайт компании -
"Рускон-Лада". Здесь мы видим пример, когда разработка была сделано по "минимальному" варианту. Дизайн можно назвать "студенческим"- на фоне фотографий идет текст, цветовые решения не гармоничны. Информация в некоторых разделах отсутствует, нет дат, цены посмотреть невозможно. К тому же периодически байт вообще недоступен. Это говорит или о недостаточно надежном поставщике услуг хостинга или о проблемах с финансированием.
Общие рекомендации для специалиста - маркетолога, который хочет перевести сайт своего предприятия из разряда "визитки" к полноценно работающему сайту можно обозначить несколькими тезисами.
Для начала надо определить "что есть": сформулировать положительные и отрицательные стороны имеющегося сайта. Это могут быть принципы дизайна, цветовое решение, походящее, хорошо запоминающееся имя (URL), качественный хост-провайдер и т.п.
Далее – четко продумать "что надо" и зафиксировать в виде "технического задания". Подробно об этом написано в предыдущем номере журнала.
И в дальнейшем - следить за актуальностью информации (адреса, телефоны, ФИО, должности, e-mail, "как проехать"), за своевременной оплатой услуг хостинга, установить "счетчики" и отслеживать изменения посещаемости. Не следует забывать и об обратной связи – обязательно разместите форму "обратной связи" или укажите e-mail для вопросов посетителей.
Сайт с нерегулярным обновлением (группа 3)
Промежуточное положение занимают "сайты с нерегулярным обновлением". Вроде бы уже и не сайт - "визитка", но отсутствие продуманной стратегии не позволяет сайту работать на полную мощность. Это происходит, как правило, когда на предприятии нет специалиста, ответственного за работу сайта. Не за "техническую поддержку", а именно функциональную и организационную.
В качестве примера обратимся к сайту одного из участников "Международной ассоциации дилеров" - ООО фирмы
"СтройМонтажИндустрия"
Достаточно качественный дизайн, четкая структура, нужная потребителю информация: есть прайс-лист; подробно описаны контакты: карта (как найти, банковские реквизиты); даже присутствует не часто встречающиеся данные - комплектации по моделям LADA.
Однако актуальность представленной информации (цены от 17.11.2004) практически "сводят на нет" информационные достоинства сайта.
Можно предположить лишь, что для компании автомобильный бизнес – не основное направление, поэтому и сайту уделяется меньше внимания, чем остальным разделам. На сайте кроме автомобильного есть несколько разделов: автопогрузчики, стройматериалы, отделка помещений.
Еще один пример - сайт официального дилера
Достаточно информативный сайт. Ведется архив новостей, есть страницы цен на автомобили, сервисное обслуживание, комплектующие. К сожалению, нигде не указана дата, на которую представлены цены. Это наводит на мысль о том, что цены обновляются от случая к случаю. В остальном – сайт вполне заслуживает крепкой "четверки" по пятибалльной системе оценок.
Сайт активно работающий, но …есть куда расти (группа 4)
Можно отметить несколько сайтов, по которым заметно, что руководство предприятия-дилера стало больше уделять внимания развитию интернет в качестве канала продвижения автомобилей LADA.
Среди активно работающих стоит отметить сайт "Автоцентр-Тольятти-ВАЗ" (г. Тольятти) и сайт "Самара-Лада" (г. Самара). Оба предприятия еще пару лет назад не очень-то обращали внимание на интернет и клиентов, которых он может привлечь. Но за последнее время отношение изменилось и как результат – новый, профессиональный дизайн сайтов, разветвленная структура, актуальная информация.
-
"Автоцентр-Тольятти-ВАЗ"
Достаточно полно отражена деятельность предприятия, прайс-лист содержит актуальные цены (23.08.05), публикуются материалы о предприятии, появляющиеся в печатных изданиях (работает пресс-центр). В разделе "новости" потребители информируются о проходящих акциях. Ведется раздел "вопросы и ответы". На сайте представлен подробный перечень служб и контактные телефоны. Есть схема подъезда, и даже схема расположения участков и цехов.
Раздел "Техобслуживание и ремонт автомобилей" полностью освещает эту сторону деятельности дилера. Подразделы: Автотехническая оценочная экспертиза; Центральный диспетчерский пункт (ЦДП); Ремонт автомобилей; Стоимость услуг; Метрологическая лаборатория. Есть возможность записи на ремонт через форму, предлагаемую на сайте.
-
"Самара-Лада"
Не будем останавливаться на стандартных разделах – все выполнено на высоком профессиональном уровне, информация обновляется регулярно, все стороны деятельности дилера подробно представлены на сайте.
Хотелось бы остановиться на находке, сокращающей дистанцию "дилер-потребитель". Интересно решен ответ на главный вопрос, который задают автовладельцы, собирающиеся впервые посетить гарантийный ремонт. На отдельной странице описан порядок обращения владельцев автомобилей для прохождения ТО и гарантийного ремонта. Размещены фотографии документов, которые необходимо иметь при себе, подробно расписано, что надо делать, кто должен подойти. Все это сопровождается фотографиями соответствующих зон техцентра. Чувствуется, что дилер действительно заинтересован в хороших взаимоотношениях с клиентом и старается продумывать их заранее.
Есть и такие дилеры ОАО "АВТОВАЗ", которые давно и активно работают в инетнет-пространстве. Они уже прошли ступени освоения "всемирной паутины". Когда-то их сайты тоже отвечали минимальным требованиям, но работа продолжается. Добавляются разделы, меняется дизайн, чаще происходит обновление информации. Надо сказать, что время работает на них – чем "старее" сайт, тем больше у него постоянных посетителей, а значит и клиентов.
Назовем некоторые из них:
Питер-Лада ,
Восток-Лада , Автомобильная Торговая Компания (
АТК-авто,
Niva.ru ,
lada-smara.ru)
Отдельно хотелось бы поговорить о ситуации, в которой справедлива поговорка "лучшее-враг хорошего". Сайт ОАО
"Двина-Лада" (г. Северодвинск) с первых мгновений поражает изобилием графических эффектов: вслед за движением курсора "мышки" на экране проясняются отдельные зоны, как бы высвечиваются "фарами". При переходе к конкретному разделу картинка сначала "отъезжает", размываясь, а затем приближается. Однако эти эффекты, вполне уместные для презентационного байта, начинают раздражать, когда посетитель приходит на байт за конкретной информацией. Хочется побыстрее узнать цены или найти адрес, а графические "переливы" отнимают время и отвлекают внимание.
В остальном – сайт отвечает почти всем основным требованиям: есть каталог моделей, новости и цены представлены актуальные и обновляются регулярно, существует раздел "история", рассказывающий о фирме, раздел "контакты" содержит не только адрес и телефоны, но и электронные адреса директора, финансового отдела, инженера по гарантии. Есть даже ссылка на форум – то есть посетителям предоставлена возможность задавать вопросы специалистам предприятия напрямую.
Таким образом, для того, чтобы сайт эффективно работал, нужны как минимум три составляющие: четкая стратегия, специалист-координатор и постоянный мониторинг работы сайта. Конечно, без поддержки руководства предприятия никакой специалист не сможет заставить работать сайт, каким бы замечательным он ни был.
Между тем, Сайт компании – реальный инструмент в конкурентной борьбе. И если в одном городе существует несколько автосалонов, то дилер, чей сайт активно работает, имеет реальные преимущества. Многие компании поняли это, сначала "приручив" посетителей регулярным обновлением цен, а затем перейдя и к "управлению" аудиторией: специальные акции, сообщения о новинках и распродажах и т.п. Но подробнее о том, как управлять аудиторией с помощью сайта мы поговорим в следующий раз.
Целикова Светлана,
Гл. редактор LADAONLINE