Автодилеры переоценили емкость российского авторынка и теперь им придется за это платить, считает КоммерсантЪ.
Российский авторынок встал, продажи популярных брендов падают, и у автодилеров серьезные сложности, одна из главных – многомесячные стоки. Прогнозы дилеров оказались излишне оптимистичными, привели к планам огромного роста, а его не произошло. Запасы грозят сокращением квот с последующим дефицитом, новыми процентами за товарный кредит и сокращением бюджетов. Новогодние распродажи могут ненадолго выручить, но общая ситуация на авторынке резко улучшится вряд ли.
По информации одного из собеседников Ъ, речь идет о двух- трехмесячных нераспроданных запасах, а несколько брендов, у которых сократился рост продаж или они стали падать, можно распродавать и полгода.
Дилеры заказали на текущий год больше, чем оказалось нужно. Некоторые прогнозировали двукратный рост продаж. Дилеры надеялись, что продаваться будут все модели в самом крайнем случае – с минимальными скидками, рассказал директор дилера Хендэ «Авилон» Михаил Жмаков. Однако в начале III квартала продажи многих дилеров расти перестали. Это подтверждает и рассказ гендиректора ГК «Аларм-Моторс» Романа Слуцкого. Он оценивает не востребованный рынком избыток в 200-300 тысяч машин. Коррекция планов не принесла радикального исправления ситуации.
По уточнению главы холдинга РРТ Олега Барабанова, рынок в целом затоварен неликвидными моделями, так как дилерам приходится закупать в среднем 30% ликвидных авто, 40% относятся к среднеликвидным и 30% – к неликвиду. Для получения востребованных машин дилерам приходится добирать неликвидные, которые, когда нет ставшего привычным взрывного спроса, оседают на складах.
Михаил Жмаков добавил, что многие дилеры не могли себе позволить невыполнение квартального плана, от которого зависят бонусы производителей. Поэтому некоторым дилерам для получения своих бонусов остался
выкуп автомобилей дорого. Крупные дилеры имели возможность выкупа машин у производителей, получения бонусов и спокойной продажи машин со склада без предоставления чрезвычайных скидок, а мелкие – нет, поэтому им пришлось довольствоваться минимальной прибылью от дополнительных услуг и бонусами производителей. Однако сейчас крупные дилеры дают скидки еще больше, чем мелкие, потому что у них есть собственные средства на выкуп автомобилей и более весомые бонусы производителей.
По сведениям Ассоциации европейского бизнеса, в ноябре рост российского авторынка упал до нуля. Резкое замедление роста было еще весной, летом-осенью усилилось. Так, в сентябре рост составил всего 10%, в октябре – 5%.