поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

Взлет перед падением ("Эксперт")

Взлет перед падением
В отличие от большинства иностранных автомобильных рынков российский по итогам 2008 года ощутимо вырос. Однако в 2009-м его ожидает резкое падение
Финал года для автопрома получился невеселым. На самом крупном мировом рынке — в США реализация легковых автомобилей упала аж на 18% (с 16 до 13,2 млн единиц). При этом ниже рынка оказались продажи крупнейших американских автопроизводителей: General Motors закончила год со снижением в 22%, продажи Ford и Chrysler упали соответственно на 20 и 30%. Как известно, в самом конце ушедшего года после долгих дебатов правительство США согласилось предоставить находящимся на грани банкротства GM и Chrysler кредит в размере 17,4 млрд долларов, а менеджмент Ford отказался от госпомощи.

В Западной Европе спад продаж в целом был менее драматичным, однако все равно ощутимым: суммарный объем реализации новых автомобилей в 17 странах Евросоюза сократился на 8,4% (до 13,56 млн штук). При этом в отдельных государствах снижение продаж было очень резким: так, в Исландии рынок упал чуть не наполовину (на 43%), а в Испании — почти на треть (на 28,1%). Другие особенно сильно пострадавшие европейские страны — Ирландия (-18,6%), Швеция (-17,3%), Норвегия (-14,4%) и Италия (-13,5%). Вместе с тем в пяти государствах ЕС был отмечен незначительный, но все же рост: в Финляндии (+11%), Чехии (+8,4%), Португалии (+5,7%), Бельгии (+2,1%) и Швейцарии (+1%). Ну а лидером по объемам продаж на европейском континенте остается авторынок Германии, который по итогам года упал всего на 1,8% (до 3,09 млн новых легковых автомобилей).

Что касается крупнейших европейских производителей, то их продажи в Старом Свете также снизились, хотя и не столь драматично, как у американских производителей в Штатах. Продажи Volkswagen Group в Европе упали на 4,2%, Renault — на 5,9%, Fiat — на 6,2%, BMW — на 3,7%, Daimler — на 6,2%, а самое большое снижение — на 9,1% — испытала группа PSA (Peugeot, Citroen).

Российские иномарки идут на обгон
На таком мировом фоне итоги года в России выглядят гораздо оптимистичнее: здесь продажи легковых автомобилей в ушедшем году выросли в количественном выражении на 14% (до 3,2 млн штук с учетом импорта подержанных иномарок), в денежном — на 29% (до 6,5 млрд долларов, см. таблицу 1). Таким образом, Россия в 2008 году хоть и не стала, вопреки ожиданиям, самым крупным автомобильным рынком Европы, отдав это звание Германии, но сумела обогнать Италию. Теперь в мировом масштабе российский авторынок занимает четвертое место, уступая помимо Германии лишь рынкам США, Японии и Китая. «Еще в середине ушедшего года мы ждали общего роста рынка на уровне 25–30 процентов, — отметил на специальной пресс-конференции Дэвид Томас, председатель комитета автопроизводителей Ассоициации европейского бизнеса (АЕБ), президент Volvo Car Russia. — Однако, особенно в конце года, продажи ощутимо сократились. Напомню, в ноябре и декабре они упали соответственно на 15 и 10 процентов».

Драйверами роста рынка по-прежнему остаются иномарки: в то время как продажи традиционных российских марок автомобилей снизились на 9%, реализация машин зарубежных брендов в среднем увеличилась на 26% (до 2 млн автомобилей). При этом четверть из них составляют иномарки, произведенные в России, рост продаж которых побил все рекорды: плюс 32% в штучном выражении и 57% — в денежном. «Мы считаем этот результат очень важным, — подчеркнул на своей пресс-конференции Стенли Рут, партнер международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. — Он означает, что план российского правительства развивать производство иномарок в стране заработал и реализуется достаточно успешно».

Если говорить о расстановке сил среди игроков рынка, то, так же как и по итогам позапрошлого года, в 2008−м лидером продаж в России стала марка Chevrolet (235,5 тыс., рост 24%, см. таблицу 2), на второе место поднялась марка Hyundai (192,7 тыс., рост 30%), третье занимает Toyota (190 тыс., рост 31%).

Изменения в тройке лидеров связаны с падением марки Ford, которая со второй строчки в рейтинге 2007 года сползла на четвертую (186,8 тыс., рост 6%). Понижение рейтинга наблюдатели связывают прежде всего с тем, что во второй половине ушедшего года завод Ford в России переналаживал линии для пуска еще одной модели — Ford Mondeo, в связи с чем замедлилось производство бестселлера компании в России — Ford Focus.

Тем не менее Ford Focus остался самой продаваемой в нашей стране иностранной моделью (93,5 тыс., даже несмотря на падение продаж на 4%). Далее следуют Chevrolet Lacetti, Renault Logan, Hyundai Accent, Toyota Corolla (см. таблицу 3). Наблюдатели особо подчеркивают, что четыре самые продаваемые иностранные модели (все, кроме Toyota Corolla) производятся на российской территории.

Примечательно, что большинство взлетов и падений продаж иномарок в минувшем году как раз связаны с началом или прекращением производства автомобилей на территории России. Так, одними из самых заметных перемещений в рейтинге реализации иномарок стали продажи FIAT (марка скакнула c 22−го на 17−е место), а также SsangYoung (переместилась с 26−го на 22−е место). Связаны эти позитивные изменения с тем, что в 2008−м году вышли на полную мощность заводы компании Sollers, которая осуществляет сборку машин этих марок в России. На три строчки вверх (с 16−го на 13−е место) переместилась марка Skoda, благодаря началу сборки на заводе группы Volkswagen под Калугой. Наиболее значительное падение продаж отмечено у китайского бренда Chery (минус 58% и понижение с 13−го до 25−го места), которое в компании объясняют остановкой сборки китайских машин на заводе «Автотор» в Калининграде. Ну а самая впечатляющая динамика реализации по итогам года в России оказалась у японской Honda, которая с 12−го места поднялась на 10−е: у этой марки прирост составил фантастические 131%, прежде всего благодаря сверхпопулярным новым моделям Civic и CR-V, очередь на которые еще совсем недавно растягивалась на многие месяцы.

Если говорить о традиционных российских производителях, то самый крупный из них, АвтоВАЗ, отчитался о снижении продаж на 6% (622 тыс. автомобилей). Однако представители завода указывают на то, что такая динамика обусловлена падением реализации старых моделей, тогда как новые модели Lada в ушедшем году продемонстрировали хороший прирост: машин Lada Kalina было продано на 19% больше (94 тыс.), реализация Lada Priora подскочила почти на 40% (до 128 тыс.). Кстати, не снизился и экспорт российского автогиганта, оставшись на уровне 100 тыс. автомобилей.

Дорога в будущее
Что будет с мировым и российским авторынком в наступившем году? Пока прогнозы окрашены в мрачные тона. По самым скромным предположениям, мировые продажи упадут в среднем примерно на 8% — подобные заявления, в частности, сделали недавно аналитики канадского банка Scotiabank и топ-менеджеры ряда автопроизводителей.

В США эксперты говорят о возможном падении продаж на национальном рынке более чем на 25%, до 10 млн автомобилей. «Для американского рынка ушедший и будущий год станут очень драматичными, по итогам этих двух лет рынок сократится более чем на треть, и всех его участников ждут тяжелые времена», — предупреждает Стенли Рут.

В Западной Европе предсказывается снижение продаж на уровне 16–20% (также до 10 млн), хотя есть прогнозы и более пессимистичные, утверждающие, что рынок Старого Света упадет минимум на четверть (см. «Четвертование рынка»).

А что же Россия? На прошедшей недавно пресс-конференции Ассоциации европейского бизнеса представители этой организации заявили, что российский рынок в 2009 году упадет на 19% (до 2,4 млн автомобилей). Однако многие эксперты называют такой прогноз слишком оптимистичным. Например, российское аналитическое агентство «Автостат» предсказывает падение на 27–35% (до 1,8–2 млн автомобилей). Приблизительно такие же цифры называет российская исследовательская компания Russian Automotive Market Research. PricewaterhouseCoopers предполагает два сценария развития рынка: оптимистический, по которому продажи упадут на 25%, до 2,3 млн штук, и пессимистический, по которому продажи рухнут на 50%, до 1,6 млн штук.

Среди основных факторов снижения продаж в России автопроизводители называют в первую очередь повышение цен на новые машины, обусловленное прежде всего девальвацией рубля, а также увеличением с января этого года таможенных пошлин на новые и подержанные иномарки. «Мы не приветствуем решение о повышении пошлин на машины в России и не считаем, что они будут благотворно влиять на развитие российского автомобильного рынка, — в очередной раз подверг критике это решение властей представитель АЕБ и концерна Volvo Дэвид Томас. — Нам говорят, что это временная мера, однако, например, в Великобритании есть законы, которые были приняты в 1966 году, они назывались временными, но действуют до сих пор». Аналитики агентства «Автостат» подсчитали, что из-за введения пошлин новые, не производимые в России иномарки уже подорожали с начала января в среднем на 7%. АЕБ предсказывает, что в самое ближайшее время цены на новые машины вырастут на 10%, представители Russian Automotive Market Research говорят о 20%.

Другой фактор торможения продаж — ставшие менее доступными потребительские кредиты. «Мы видим, что сейчас многие потребители хотят купить автомобиль, но не могут этого сделать из-за завышенных процентных ставок по кредиту, — говорит Мартин Ян, вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ, генеральный директор Volkswagen Group Rus. — Российское правительство выделяет деньги для решения этих проблем, однако пока они реально не доходят до рядовых покупателей». Тему продолжает Татьяна Арабаджи, директор исследовательской компании Russian Automotive Market Research: «Мы ожидаем, что средняя процентная ставка по кредитам сохранится в наступившем году на уровне 20–25 процентов. Из-за этого доля продаваемых в кредит автомобилей сократится почти вдвое — с нынешних 50 процентов до 25–30 процентов от общего числа проданных новых машин».

Одновременно в наступившем году на рынке будет увеличиваться доля произведенных в России автомобилей как отечественных, так и иностранных марок. Это связано с тем, что на них не распространяются пошлины, кроме того, правительство РФ уже приняло решение субсидировать процентные ставки по кредитам на те машины, которые производятся внутри страны и стоят меньше 350 тыс. рублей. Наконец, автозаводы на российской территории будут получать преимущества от девальвации рубля. Впрочем, пока такие перспективы роста омрачают намерения мировых автоконцернов: некоторые из них из-за глобального кризиса объявили о пересмотре планов запуска своих мощностей в России. В частности, на более длительный срок откладывает введение предприятия в России Suzuki, о задержке пуска в эксплуатацию второй производственной линии в РФ заявила Toyota.

Маркетологи также предсказывают, что из-за стремления покупателя сэкономить в 2009 году снизится и средняя цена машины в России — с нынешних 21 тыс. долларов до 18–19 тыс. — и спросом будут пользоваться модели в более скромных комплектациях. Одновременно ожидается, что в 2009−м на год-два увеличится средний срок эксплуатации автомобиля, что, с одной стороны, будет способствовать снижению продаж, а с другой — благотворно скажется на развитии рынка автомобильного ремонта и сервиса.

Алексей Грамматчиков, автор «Эксперт Online», «Эксперт», «D`», «Русский репортер», «Эксперт Авто», «Обзоры стран»
«Эксперт Авто» №1 (102)/26 января 2009

27.01.2009 14:58:36
Последние статьи
  02.09.2024 Как водителю снизить стресс, сев за руль после долгого отпуска
  01.08.2024 Больше 70% машин в автопарке России старше 10 лет
  01.07.2024 В центре Москвы трое на БМВ похитили итальянского бизнесмена
  03.06.2024 РоАД ищет справедливости у ФАС
  02.05.2024 Выбор моторного масла для китайцев
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!