Из-за влияния мирового финансового кризиса, российский автопром сейчас находится в настолько сложном положении, что прогнозировать судьбу ряда предприятий и проектов становится практически невозможно. По мнению директора аналитического агентства "АВТОСТАТ" Сергея Целикова более-менее стабильное положение сейчас имеют лишь ряд сборочных производств, которые фактически замещают импорт своей продукции местной сборкой, экономя при этом на таможенных платежах. Говорить о полномасштабном производстве иномарок в России сейчас не приходится. Количество поставщиков автокомпонентов на СП измеряется 2-3 десятками компаний, а общий объем производимых в России автокомпонентов для сборки иномарок не превышает и сотни наименований. По оценке отдела аналитики "АВТОСТАТ" уровень локализации компонентов для иномарок в денежном выражении не превышает 8-10% от их себестоимости.
По словам Сергея Целикова, почти все предприятия традиционного российского автопрома к началу 2009 года вышли "на грань между жизнью и смертью". По мнению аналитика, без быстрой реализации экстренных мер поддержки российского автопрома к концу 2009 года эта индустрия может недосчитаться многих предприятий. А ведь именно они являются почти 100-процентными потребителями российских компонентов, сырья и материалов. В этом случае серия банкротств может пойти по цепочке на поставщиков с первого до последнего уровня.
Напомним, что в начале 90-х годов суммарный объем производства автомобилей и автобусов в России находился на уровне 1,8-1,9 миллионов единиц техники в год. На протяжении последующих пяти лет, в силу политических и экономических причин пошел достаточно сильный спад российской промышленности и в том числе автопрома. Итогом 1994 года стал выпуск всего чуть более 1 млн. автомобилей и автобусов. Такой низкий объем выпуска продержался вплоть до 1997 года, когда на волне растущего потребительского спроса российские автозаводы смогли нарастить объемы производства примерно на 15% до 1,18 млн. машин. Но следующий, 1998 год, памятный как кризисный год для российской экономики, снова «опустил» выпуск до уровня чуть выше 1 млн. единиц.
Изменившееся после «дефолта» соотношение российской и мировой валют, позволило отечественным автопроизводителям вновь начать наращивать свои мощности. Производство автомобилей планомерно начало расти со средним темпом в 5-7% в год к 2008 году вновь вышло на уровень начала 90-х годов. По данным "АВТОСТАТ" в прошлом году российский автопром выпустил 1 млн. 796 тысяч автомобилей и автобусов. По мнению Сергея Целикова без реальной поддержки со стороны правительства в нынешнем году российский автопром откатится на уровень середины 90-х годов, и суммарный выпуск автомобильной техники вновь упадет до 1 млн. единиц, а может быть и ниже...
04.03.2009