О массовых сокращениях менеджеры группы ГАЗ рассказали на встрече с кредиторами, организованной на прошлой неделе Райффайзенбанком, сообщили «Ведомостям» два участника встречи. Если в 2008 г. среднесписочная численность сотрудников составляла 118 000 человек, то сейчас на предприятиях группы трудится 88 000 работников, а к середине года численность будет доведена до 60 000, говорят оба собеседника «Ведомостей». То есть ГАЗ уже сократил около 30 000 сотрудников, и ему предстоит уволить еще почти столько же.
Представитель группы ГАЗ не подтвердил и не опроверг эти цифры, отметив, что кредиторам было представлено несколько вариантов развития событий. Менеджер одного из дивизионов группы подтвердил, что идут увольнения, но их масштаба он не знает. В презентации ГАЗа для держателей облигаций (есть у «Ведомостей») сказано, что в 2009 г. группа сократит фонд оплаты труда на 60%. Получить комментарии профсоюзов предприятий ГАЗа не удалось.
За октябрь — февраль ГАЗ уже снизил загрузку производства до 30%, перешел на трехдневную рабочую смену и перевел часть персонала на 2/3 оклада, некоторые сотрудники ушли в административный отпуск. Персонал управляющей компании был сокращен наполовину.
По прогнозу, который приводится в презентации ГАЗа, продажи группы в 2009 г. упадут на 41% в денежном и на 50% в натуральном выражении (до 118 400 машин и 60 700 двигателей). Падение будет не только в автомобильном сегменте (-50%), но и в производстве автобусов (-34%), грузовиков (-50%), в продаже автокранов и спецтехники (почти -70%), двигателей (-70%). ГАЗ уже объявил, что заморозит нерентабельные производства и перенесет их продукцию на другие заводы группы. Сейчас у ГАЗа 18 производственных площадок в Нижегородской, Московской, Ярославской, Челябинской, Ульяновской, Брянской и других областях.
До сих пор из российских автопроизводителей о массовых сокращениях заявлял только «Камаз»: в конце прошлого года объявил о сокращении 10% персонала (около 7000 человек). Другие производители, в том числе и «АвтоВАЗ», на котором работает 115 000 человек, предпочитают сокращать рабочую неделю, не увольняя сотрудников.
Размер фонда оплаты труда ГАЗ не называет, но в презентации говорится, что административные расходы группы планируется сократить наполовину до 5,9 млрд руб. Для обремененного долгами ГАЗа это одно из условий выживания. Его кредитный портфель — 44,8 млрд руб., из которых 36 млрд руб. нужно отдать в этом году. При этом в схеме реструктуризации долга банкам ГАЗ рассчитывает на госзаказ (на 39,5 млрд руб.) и на госгарантии около 10 млрд руб. Сокращение персонала, так же как и другие меры, будет работать, только если банки согласятся на реструктуризацию долга, следует из презентации (см. врез).
У ГАЗа выхода нет — придется сжаться до размеров сократившегося рынка, говорит управляющий директор AG Capital Александр Агибалов, к тому же имеет смысл избавиться от излишних мощностей, сосредоточив производство в одном месте. При этом ГАЗ в отличие от «АвтоВАЗа» может себе позволить массовые сокращения — у него нет градообразующих заводов, отмечает Агибалов.
Как гасить долги
Около 40 млрд руб. ГАЗ должен банкам. Группа предложила им реструктурировать долг на пять лет, сейчас ведет переговоры о схеме погашения. Держателям облигаций (на сумму 4,88 млрд руб.) предложено подождать итогов переговоров с банками.
--------------------------------------------------------------------------------
Группа ГАЗ
Автомобильный холдинг
Акционеры – ОАО «Русские машины» (61%), ЗАО «ГАЗ-резерв» (7,29%), ОАО «Урал» (8,86%).
Финансовые показатели (2008 г., предварительные данные группы):
выручка – 143,1 млрд руб.,
чистый убыток – 5,2 млрд руб.
Продажи – 228 523 автомобилей, грузовиков, автобусов и спецтехники; 185 895 двигателей.
Ведомости, 10.03.09