2011 год еще не наступил, но уже можно утверждать, что для российских автовладельцев легким он не будет. Особенно для владельцев коммерческого автотранспорта.
Двойной удар
Основных причин для пессимизма две: вероятное упразднение транспортного налога и неизбежное сокращение предложения (дефицит) топлива на внутреннем рынке в связи с переходом на стандарт Euro-3.
По предварительным подсчетам экспертов цена на топливо только из-за увеличения акцизов (а их планируется поднять вдвое) вырастет больше, чем на 3 руб. А закрытие на реконструкцию большинства НПЗ в связи с введением в действие нового технического регламента по качеству топлива поднимет ее еще выше. Из-за больших расстояний в России стоимость топлива существенно влияет на стоимость всех потребительских товаров.
Пока рост цен на них сдерживает то обстоятельство, что рынок грузоперевозок и так достаточно пострадал из-за кризиса. Объем перевозимых грузов снизился, в то время как число перевозчиков осталось на прежнем уровне. Результат: снижение цен на услуги, простой техники и переполненные стоянки. Полуприцепы, рефрижераторы, тягачи, спецтехника – не выведенный из лизинга конфискат можно приобрести по бросовым ценам. Но очередной взлет цен на топливо грузоперевозчики не перенесут: пойдет новый виток инфляции.
Да будет газ!
Как транспортным компаниям эффективнее противостоять кремлевскому дуплету? Первое, что приходит на ум – снизить затраты на топливо. Этого можно добиться, переведя свой автомобиль на более дешевое топливо – газ. Такой переход потребует установки газобаллонного оборудования (ГБО). И бензиновый и дизельный автомобильные двигатели в состоянии работать и на газе. Эксплуатация транспортных средств с инсталлированным ГБО отличается от привычной незначительно. Конструктивные особенности автомобиля не претерпевают кардинальных изменений.
Установка ГБО на автомобиль экономически оправданна в следующих случаях:
- при годовом пробеге более 20 000 км (45 000 – 50 000 для дизеля);
- при расходе топлива свыше 10 л/100 км (при соотношении цены газ к ДТ как 1:2);
- при работе двигателя на бензине с высоким октановым числом (95-98).
При переходе на газ изначально выигрывают владельцы бензиновых версий. Те, у кого есть небольшие изотермические фургоны и рефрижераторы, маршрутные такси или легкие коммерческие грузовики и пикапы. Установка ГБО на них быстрее окупается из-за большей разности между стоимостью бензина и газа, чем дизельного топлива и газа. Да и само оборудование и монтаж обойдутся дешевле.
Дело в том, что на одном газе дизельный двигатель не может работать даже теоретически. Необходимо обеспечить подачу в цилиндры запальной порции – небольшого количества дизельного топлива, которая в заключительной фазе такта сжатия воспламенит газовоздушную смесь, поступившую на впуске. Такой двигатель называется газодизельным.
При расчете целесообразности перехода на газ, необходимо учитывать все преимущества ГБО, в том числе и актуальное для владельцев коммерческого автотранспорта спокойствие за нецелевое использование топлива: газ невозможно слить.