Авторство подъемного крана, как и многих других механических девайсов, приписывают Архимеду. Слово кран имеет немецкие корни: Kranich значит журавль. Со временем кран поставили на колеса, с конца восемнадцатого столетия начали делать из металла, в 20 веке скрестили с автомобилем и трактором, превратив в собственно автокран.
По конструктивным особенностям краны делятся на несколько видов,
автокраны относятся к стрелочным. Все автокраны классифицируют по длине стрелы и грузоподъемности.
Что происходит на рынке автокранов? Какая техника предлагается нашими заводами, насколько успешно идут продажи?
Среди краностроителей России лидирует ивановский Автокран. Среди его основных преимуществ – возможность оптимального выбора, которую он дает своим клиентам. В его линейке – краны от 12 до 100 т с высотой стрелы до 46 м на шасси КамАЗов, МАЗов, МЗКТ, Уралов.
Каждый второй российский автокран – Ивановец, каждый 5-й – Галичанин. Галичский завод автокранов предлагает линейку, основанную на модернизированном КС-55713 с 21-метровым вылетом стрелы, поднимающем до 25 т на шасси КамАЗа, МАЗа или Урала, с гуськом или без. Кроме того, завод продает 15-30 тонные старые модели, спрос на которые сохраняется на том же уровне, без резких взлетов и спадов. По многим параметрам Галичане пересекаются с Ивановцами.
Замыкает тройку лидеров продаж Клинцовский завод (КАЗ), делающий упор на выпуск крана Клинцы КС-55713. На первый взгляд у модели много общего с КС-55713 Галичского завода – те же грузоподъемность, же вылет стрелы. Клинцевские краны выгодно отличаются высокой степенью унификации крановых установок, отличаются главным образом их неповоротная часть и шасси.
С течением времени увеличивается спрос на более мощные краны, появляется соответствующее предложение. Галичский крановый завод запустил в производство 36-тонники, Клинцовский сделал ставку на 25-тонники.
Еще один российский краностроитель расположился в Сибири – Челябинский механический завод. Его Челябинцы – на четвертом месте по спросу.
Кроме четырех флагманов российского краностроения, и другие регулярно запускают в производство новые краны. К примеру, на Юргинском машиностроительном заводе в 2007 году вышел опытный образец 40-тонника КС-65720, поставленного на полноприводное шасси КрАЗ-63221, с телескопической 4-секционной стрелой 28 с половиной м, благодаря которой грузы можно поднимать на высоту до 37 м с удлинителем и до 29,5 м – без.