Что такое МКП, знает большинство, автомат стал привычной вещью даже на Ладах. Что представляет собой вариатор, известно немногим. Хотя это уже совсем не новинка. Первый известный чертеж вариатора принадлежит Леонардо да Винчи, а запатентовано устройство в конце 19 века.
В начале следующего века первые подобным девайсом оборудовали первое массово выпускавшееся ТС –
скутер. На автомобили вариаторы стали ставить серийно в 50-е годы. С ними стали выпускать грузовые и легковые DAF, а затем Вольво. Однако массовое распространение вариаторов началось совсем недавно.
Вариатор, он же CVT (continuously variable transmission) – это вид автомата. Но принцип его работы совсем другой. Здесь нет фиксированных передач, потому переход между ними бывает незаметным и плавным, без толчков при старте и смене скорости. Вариатор меняет передаточное число плавно и непрерывно. «Узкое место» современного вариатора – небольшая мощность двигателя, с которым он может работать. Хотя прогресс здесь заметен. В Ауди A4 2.0 TFSI вариатор Multitronic уже справляется с 200 л. с., а вариатор X-Tronic в кроссовере Ниссан Мурано – с 234. Следующее узкое место – сравнительно дорогие ремонт, обслуживание, специальная трансмиссионная жидкость. Зато вариаторы стоят обычно дешевле хорошего автомата.
Практически бесконечное число передач делает модели с вариаторами более экономичными и динамичными. Правда, здесь автоматы тоже совершенствуются благодаря увеличению числа передач. Сейчас их число может доходить до 8.