Громкое дело о махинациях с имуществом в министерстве обороны может пополниться новыми эпизодами. Сейчас ФСБ в этой связи расследует судьбу коллекции раритетных авто рязанского Музея военной автомобильной техники, в которую входили ЗиСы и ЗиЛы, связанные с именами Гагарина, Хрущева и Кастро. Стоимость исчезнувшей из музея коллекции оценивается в десятки млн €, если не считать авто, оценить которые вообще чрезвычайно ввиду их уникальности.
В 2010 году по приказу Анатолия Сердюкова музей был расформирован, а коллекция переехала в спецгараж МО РФ на Рублевке, при этом ее часть, по предположению следствия, возможно, оказалась в частных руках.
Музей создан в 1994 году к 50-летию победы в Великой Отечественной при Рязанском военном автомобильном институте (РВАИ), в него со всей страны была отправлена уникальная антикварная автомобильная техника: ЗиЛ-111, на котором Юрий Гагарин ехал на Красную площадь, ЗиЛ-117, возивший Фиделя Кастро во время его визитов в СССР, первый образец «русского виллиса» – ГАЗа-67, выпущенный в трех экземпляров прототип «Волги», больше похожий на продукт японского автопрома, которая была выпущена лишь в трех экземплярах. Разве что
запчасти Сузуки купить и тогда было, и сейчас гораздо проще, чем детали к такой Волге.
По мнению бывшего директора музея Рудольфа Вандера, музей был закрыт по личной прихоти Анатолия Сердюкова, проявившего интерес к коллекции сразу после назначения министром и распорядившегося сделать лично для него три подробных фотоальбома со всеми экспонатами во всех ракурсах. Они очень понравились министру, он приехал с помощниками лично инспектировать коллекцию. При этом в какой-то момент его помощница толкнула министра в бок и громко заметила, что такого авто «у нас нет». Вскоре после этого исторического высказывания у музея начались серьезные проблемы. Для начала он лишился статуса, превратившись в историко-мемориальный зал в структуре музея истории ВДВ. А затем самая ценная (или бесценная) часть коллекции была вывезена. Эксперты отмечают, что существует много возможностей скрыть пропажу раритетных авто. Например, сделать муляж или оставить один корпус, а всё «содержимое» продать. Такое не раз случалось с музейными экземплярами танков или автомобилей. При этом ценность музейных экземпляров авто часто заключена как раз в оригинальных деталях, пользующихся высоким спросом коллекционеров.