Благодаря появлению в автомобилях телематических устройств мониторинга ТС страховые компании получили возможность оценивать степень безопасности вождения своих клиентов и вводить «умное страхование» со скидками за аккуратную езду. В Европе и США подобное страхование действует с 2002 года, его рынок в год растет в среднем на четверть, а популяризация принципа «плати как ездишь» – среди главных тенденций в развитии мирового автострахования. Россия пока в арьергарде из-за высокой стоимости устройств, их обслуживания и особенностей национального суда.
«Умное страхование» собирает данные о скорости движения, ускорениях и замедлениях, перегрузках, географии движения и многом другом. Таким образом, «умные»
тарифы ОСАГО в Самаре должны оказаться ниже, чем в Москве с Подмосковьем и Питере, где дороги пока опаснее. Те же данные с телематических систем помогают самим водителям в спорных вопросах при выплаты страховки. А страховые компании благодаря этим данным снижают риски своего бизнеса, сохраняют максимальные объемы резервов и даже в принципе могут предотвращать мошенничества. Впрочем, в России телематические девайсы и их обслуживание пока стоят слишком дорого, до 12 тысяч рублей в год. «Умное страхование» в РФ сможет развернуться, как в Европе и Америке, когда эти цены сократятся до 5-7 тысяч. Еще один тормоз для «умного страхования» – российская судебная система, не готовая рассматривать сведения телематические и навигационные данные как документальное подтверждение. По прогнозам экспертов, распространение принципа «плати как ездишь» в РФ начнется с каско и бизнеса, затем дойдет до ОСАГО и частных автовладельцев.