Электромобили, которые сейчас называют будущим автопрома, появились на полвека раньше машин с ДВС. Сейчас же они и гибриды вновь входят в моду: нефть продолжает дорожать.
Первый электромобиль создан в Великобритании в 1838 году, около 175 лет назад. Однако новинка не прижилась ввиду трудностей с зарядкой батарей, бывших к тому же очень громоздкими и тяжелыми. К концу 19 в. электромобили уже могли проехать без подзарядки 50-60 км, их скорость доходила до 40 км/ч, что было сопоставимо с характеристиками бензиновых авто. Однако последние оказывались много проще в эксплуатации и заполонили к началу 20 века все дороги.
Может, такая ситуация продолжалась бы еще долго, однако с 30-х бензин стал ощутимо дорожать, в 70-х пришли энергетические кризисы, негативное воздействие на экологию стало ощутимее возвращаться к человеку, и проекты электромобилей вновь стали актуальны. Первой запустила их в серию в 1996 году компания Дженерал Моторс, а там подтянулись японцы.
Впрочем, можно считать и по-другому. В середине 70-х АвтоВАЗ выпустил 47 электромобилей ВАЗ-2801 на никель-цинковых батареях, весивших 380 кг. Они проезжали без подзарядки до 130 км и имели максимальную скорость 87 км/ч. Но в силу многих проблем не технического свойства работу над советским электромобилем свернули. Впрочем, затем на АвтоВАЗе было создано еще несколько электрических моделей: ВАЗ-1801, 2802-01, 27-02, 1111Э и других, в том числе грузовых. Некоторые до сих пор на ходу. А с модой на электромобильный тренд АвтоВАЗ выпустил свою Элладу, напоминающую Калину. Первые вазовские электромобили поставлены в Ставропольский край, где их приняли в качестве
такси Кисловодск и Минводы.
О ё-мобилестроении не будем. Однако надежда, что пафосно начавшийся проект дойдет до серийной стадии, а не останется пиаром и играми с властью, пока остается. И даже иногда кажется, что она становится более реальной. Иногда – наоборот.
За рубежом электромобили выпускают два десятка компаний практически всех развитых стран. Быстро электромобилизируются США, Германия, Япония, строятся сервисные центры, возникает инфраструктура. Наконец начинает решаться та самая проблема с заправкой. Лидер по числу электромобилей – естественно, Китай.
Бурный мировой рост электромобилизации вызван не столько повышением экологической сознательности автопромышленников (хотя и этот фактор имеет место), сколько экономическими мотивами, главным среди которых остается рост цен нефтепродуктов. Однако есть и сдерживающий экономический фактор. Экономить, как обычно, лучше получается у богатых: электромобили стоят обычно в 2,5-3 раза дороже аналогичных по классу бензиновых. Но шансов дешеветь у них пока больше, чем у нефти.