В Аналитическом центре при российском правительстве обсудили концепцию развития придорожного сервиса, разработанную Росавтодором. Речь в документе идет о федеральных трассах общего пользования. На фоне 1,1 млн км российских дорог эти 50 с хвостиком тысяч км – капля в море, но надо же с чего-то начинать.
По данным ГК Росавтодор, из 13 тысяч объектов сервиса на федеральных трассах 3,5 тыс. не соответствуют техническим требованиям. Да и сам придорожный сервис располагается где густо, а где - пусто, разнороден по качеству и количеству услуг. Полосы торможения и разгона к объектам сервиса обустроены плохо и нередко создают аварийные ситуации. Росавтодор решил собрать в документе самые удачные решения и вывести формулу, с какой периодичностью располагать АЗС и круглосуточный
шиномонтаж в Краснодаре, Тюмени, Новосибирске и др. регионах, где проходят оживленные федеральные трассы.
Но эксперты интересовались не круглосуточным автосервисом, а смыслом участия государства в его развитии и масштабом госвложений. Председатель комитета торгово-промышленной палаты России по логистике Олег Дунаев считает инфраструктуру компетенцией государства. А значит, ему и разрабатывать типовые стандарты объектов дорожной сети.
Глава дирекции экономики транспорта аналитического центра при российском правительстве Леонид Азимов, напротив, убежден, что государству резонно вмешиваться в вопросы инфраструктуры лишь там, где бизнес без него не справляется.
Директор НП Эверест Павел Осеев напомнил, что у бизнеса при инвестициях в дорожный сервис встают серьезные проблемы с получением земли. Вопрос ее отчуждения без государственной помощи не решить. То же самое с субсидированием прокладки дорогостоящих коммуникаций к объектам, поскольку земли выделяются обычно в чистом поле.
Исполнительный директор ассоциации франчайзинга РФ Юрий Михайличенко заметил, что сервисный объект по типовому проекту без участия государства обойдется в $20 млн, а окупится лет через десять. Если вообще окупится. Бизнес всегда идет туда, где видит выгоду. Вот об этом и надо позаботиться чиновникам.