Когда рубль падает, и иномарки начинают кусаться, самое время вернуться к истокам и вспомнить первый советский
седельный тягач.
Седельные тягачи, построенные зимой 1932 г., были экспериментальными и создавались на шасси грузовика АМО-2. Стандартного двигателя мощностью 60 л. с. явно не хватало для тягача. Пришлось понизить передаточное число у задней передачи с 5,35:1 до 8:1, а КПП сделать с понижающим передаточным числом. Это был пока не демультипликатор, но уже редуктор, позволивший повышать мощность грузовика.
Сам тягач и полуприцеп для него были собраны на ЗИСе. Собственно, не полуприцеп, а тележка с рамой, куда клали грузила. Заводские кулибины поколдовали над сцепкой. Лоток приема соединительного устройства пришлось сделать не параллельно шасси, в результате рама полуприцепа имела форму, изогнутую вверх.
Испытания два экспериментальных тягача прошли весьма успешно и во многом превзошли зарубежные аналоги. Комиссия рекомендовала автомобиль к серийному производству, но в серию его так и не запустили. Еще несколько лет грузовики отработали на внутризаводских перевозках.
Дело в том, что завод был технически не приспособлен для выпуска этого продукта. Даже мелкосерийную сборку невозможно было вести, не имея мощных двигателей. Кроме того, в России тогда не делали полуприцепов. И, конечно же, машина оказалась слишком дорогой. После испытаний образец год отработал в столичном Метрострое и канул в Лету. А жаль.
Седельный тягач, история