Рынок «автогражданки» в РФ, по уверению страховщиков, сегодня на грани убыточности и продолжает падать: инфляция, автомобилисты подают на компании в суд, запчасти дорожают. А эксперты напоминают, что во всем мире автогражданка – это социальная нагрузка на страховые компании. При этом она же сокращает их убытки, увеличивая безопасность движения. Мало того: в РФ она, вопреки уверениям страховщиков, приносит им сверхприбыли, потому что компании выплачивают автовладельцам значительно меньше положенного по закону.
По оценке ЦБ, нулевые или отрицательные результаты от каско за 9 месяцев прошлого года приведут к поднятию тарифов на него. Каско добровольно, а рост цен на ОСАГО затронет без исключения всех автовладельцев. К этому росту приведет принятый недавно законопроект, предусматривающий значительное увеличение лимита выплат.
По комментарию председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, во всём мире, кроме РФ, ОСАГО – принудительная социальная нагрузка на страховщиков. Оно прямо убыточно, но требуется для получения лицензий на доходную деятельность. Суть вы том, что таким образом страховые компании вкладывают часть доходов в безопасность дорожного движения и сами минимизируют собственные издержки. Виктор Похмелкин предлагал страховщикам судиться с компаниями, ответственными за эксплуатацию дорог: причина каждого 3-его ДТП в РФ – плохое дорожное покрытие. Страховщики могут возвращать таким образом треть убытков, а дороги приводиться в порядок после вмешательства суда. Но страховщики не хотят ссориться с дорожниками, желая стричь купоны с автовладельцев. Глава ДАРа считает, что власти в этих вопросах не должны идти у страховщиков на поводу и повышать тарифы, чтобы угодить им.
В пресс-службе РСА напоминают, что ОСАГО существует в РФ 11 лет, и всё это время в неприкосновенности сохранялся базовый тариф 1980 рублей. Инфляция за этот период составила более 200%, выросла стоимость запчастей, ремонта и т. п. По калькуляции РСА, тариф надо увеличить примерно на 12%. При этом 1 октября значительно вырастут страховые выплаты за вред имуществу, с 1 апреля следующего года – жизни и здоровью. Пресс-служба пишет, что, если тарифы не поднимут, с рынка уйдет множество компаний и настанут роковые последствия для системы ОСАГО в целом.
По мнению радиоведущего, автоэксперта Сергея Асланяна, разговоры об убыточности ОСАГО просто смешны. Закон об ОСАГО требует от страховщиков возврата автовладельцам 80% выручки в виде компенсаций. Однако эти выплаты ни разу не превысили 50%. Вместо убыточности видна сверхприбыль. После распространения на страховщиков закона о защите прав потребителей они стали говорить, что отдают слишком много через суд. Но бизнес, которому закон мешает, может приближаться к криминальному. Хотя, конечно, при наших законах и гиперактивности законодателей на службе исполнительной власти огульно выдвигать подобные обвинения не стоит.
По уверению гендиректора ГлавСтрахКонтроля Николая Тюрникова, от судебных издержек страдают только недобросовестные страховщики. Многие существенно недоплачивали по ОСАГО. Это было целых 11 лет, теперь же автовладельцы массово пошли в суды. Конечно, если страховщиков обязывают выплатить еще 60%, стоимость судебных издержек и неустойку, у них появляется ощущение, что их разоряют. Но если честно выплачивать страховые суммы, подобного произойти не может. А цены на ОСАГО в России самые высокие в СНГ. В Белоруссии и Украине они вдвое-втрое ниже, а средние выплаты выше. И украинские страховщики при этом не бедствуют и не жалуются, а напротив, публично заявляют о своей успешности.
К примеру, Страховая компания «Универсальная», входящая в десятку лучших страховых компаний страны, еженедельно выплачивает своим клиентам ок. 1,7 млн грн, ее премии в прошлом году составили более 266,6 млн грн, страховые выплаты – 83 058 тысяч грн. При этом компания Универсальная предлагает пакет
Автогражданка+, увеличивающий лимит выплат вдвое, до 100 тысяч грн.