Насколько дороже станет ОСАГО, будет ясно в октябре, но страховщики и эксперты уже предполагают, что процентов на 25. С 1 сентября поменялись порядки и сроки выплат ОСАГО. Возмещение по нему увеличено почти втрое, что привело к росту тарифов каско на 20-40% почти у всех входящих в топ-20 страховщиков. Издание «Мой район» выяснило дальнейшие прогнозы экспертов и игроков рынка. По их оценке, на рост тарифов влияет инфляция, падение авторынка и рубля, подорожание, которое испытали
продажа оптом автозапчастей и каско, и общая нестабильность ситуации.
По мнению директора по развитию бизнеса компании IID Людмилы Ростовой, расходы на автострахование будут расти из-за роста цен на импортные запчасти и выплат по суду. Многие уже неохотно страхуют машины старше 3 лет и определенные бренды. Страховщики рассчитывают свои тарифы каско, исходя из собственных статданных и кажущихся им важными коэффициентов. Притом в одной компании водитель считается опытным при двухлетнем стаже, в другой – при пятилетнем. Потому тарифы в разных компаниях и для разных клиентов могут отличаться в разы. Однако страховщикам нужны лояльные клиенты, потому постоянные клиенты могут получить более выгодные условия по специальным программам, например, с помощью франшизы – части убытков, которую страховщики не оплачивают, оставляя на страхователей.
По прогнозу начальницы отдела продаж САО «Гефест» Елены Харламовой, в ближайшие полгода каско может подорожать процентов на 20. В частности, как ни парадоксально, из-за демпинга страховщиков. В погоне за клиентами они снижали расценки настолько, что их услуги становились убыточными. Елена Харламова рекомендует покупать авто, которые, по статистике, реже угоняют и своевременно менять его на новое: каждый год сверх оптимального срока смены авто будет значить увеличение тарифов.
По оценке советника компании «Дело» Геннадия Корнюшкина, рынок автострахования стагнирует и имеет прибыли, равные инфляции (10%). Работу российских страховщиков затрудняет неустойчивость законодательства и рубля, отсутствие надежной статистики, невозможность рассчитать прибыльность на долгую перспективу и демпинг большинства из-за высокой конкуренции.
По мнению зама гендиректора Национального объединения страховых посредников Александра Тутинаса, среди главных причин роста тарифов – подорожание запчастей определенной категории авто (Ауди, БМВ, Субару и т. п.), мошенничества страхователей, убыточности содержания офисной сети. Самая главная причина – подорожание каско дошло до потолка, где еще 15% – и никто уже не купит.
По прогнозу пресс-секретаря АСК Татьяны Долининой, в условиях роста инфляции, курса доллара, цен запчастей и нормочаса на СТО, переходе судов на сторону страхователей в большинстве случаев тарифы ОСАГО могут вырасти на 30%. Автовладельцы смогут экономить благодаря франшизе: если она будет составлять хотя бы 20-30 тыс. рублей, тарифы могут сразу уменьшаться. Пока франшиза распространяется лишь на каско. Возможно, ее пора ввести и для ОСАГО, как практикуется во всем мире.
Зам главы управления розничного страхования РЕСО-Гарантии Никита Ситников напомнил, что с конца 2013 года доллар и евро подросли процентов на 20, что отразилось на ценах запчастей и каско. Хотя в РЕСО-Гарантии тарифы выросли не для всех моделей. С другой стороны, там выросли тарифы на каско Рендж Роверов из-за всплеска статистики угонов по этой модели. Никита Ситников тоже советует пользоваться франшизой и возможностями поквартальной/полугодовой рассрочки.