Основными типами тормозных механизмов являются барабанные и дисковые тормозные механизмы. На серийных автомобилях, выпускаемых на АвтоВАЗе, на передней оси устанавливаются дисковые тормоза, а на задней оси - барабанные. С чем же это связано. Основным недостатком дискового тормозного механизма является то, что он очень слабо защищён от загрязнения. Именно по этому сзади применяют барабанный тормоз.
Многие считают, что дисковый тормозной механизм более эффективен, чем барабанный. Это заблуждение! У каждого тормозного механизма существует такой параметр, как коэффициент эффективности. Он напрямую зависит от конструктивных особенностей механизма. И получается что даже самый несовершенный барабанный тормозной механизм, обладает большей эффективностью, чем дисковый. Возникает вопрос, зачем же тогда спортсмены используют дисковые тормоза на своих болидах. Всё дело в том, что помимо коэффициента эффективности, существует ещё один немаловажный показатель. Это стабильность. Для автомобиля эксплуатируемого в режиме автомобильной гонки, этот показатель является более важным, чем эффективность. Езда на гоночном автомобиле состоит из максимально возможных ускорения и торможения. И именно в таких режимах может проявить себя дисковый тормозной механизм. Соответственно, мы можем сделать вывод, что для городского автомобиля задние дисковые тормоза являются скорее роскошью, чем необходимостью.
Серийные автомобили имеют Х-образную схему контуров тормозной системы. Это сделано для увеличения безопасности. Тоесть если отказывает один из контуров, то у вас по-прежнему будут тормозить одно переднее и противоположное заднее колёса. Для автоспорта это не совсем удобно в плане регулировки тормозных усилий. По этому на спортивных автомобилях есть задний и передний контуры. В кабине каждого гоночного автомобиля устанавливаются ручные регуляторы тормозного усилия. Принцип их действия очень прост. Это обычные краны. Такой регулятор устанавливается в магистраль заднего тормозного контура и уменьшает, либо увеличивает давление тормозной жидкости, подаваемое на задние тормозные механизмы. Увеличить или уменьшить давление выбирает сам пилот, исходя из дорожных условий.
В методике расчета тормозной системы существует такой показатель, как коэффициент объёмного расширения шлангов. Этот коэффициент напрямую влияет на время срабатывания тормозной системы после нажатия водителя на педаль тормоза. Что бы уменьшить это время до минимального, используются армированные тормозные шланги.
Так же немаловажным в тормозной системе является такой элемент, как вакуумный усилитель. Тюнинг этого узла заключается в измени характеристики возрастания тормозного усилия от силы нажатия на педаль тормоза.
А для мощностного тюнинга дизельных двигателей лучше использовать тюнингбокс.