Опубликовано в журнале АимПресс, №6(16). Июнь 2002г.
Сегодня в рамках рубрики Web-marketing - необычная статья. Статья не о www-бизнесе и интернет-технологиях, а об их создателях. Точнее – о руководителе проекта Ladaonline Сергее Целикове. Каков повод для того, чтобы рассказать еще раз о сайте, и без того известном любому, кто связан с автомобильной тематикой, и его авторе? В июне 2002-го Ladaonline отмечает свое двухлетие, а его руководитель подводит итоги.
- Сергей Юрьевич, традиционный вопрос - как начинался проект Ladaonline?
- Идея создать автомобильный сайт пришла в голову весной 2000 года на волне интернет-бума. Тогда существовала уверенность в том, что интернет может приносить миллионные доходы. И Америка, и Европа верили в перспективность новой экономики, связанной с интернет-технологиями. Под влиянием всех этих факторов возникло желание организовать бизнес в этой среде: аналитика показывала, что он будет выгодным.
Сложилась команда, в которую вошли программисты, уже имевшие к тому моменту опыт работы с ИТ-технологиями, и примерно представлявшие, каким будет техническое решение проекта. Мы взяли за основу схему Microsoft Solution Framework, позволившую осуществить грамотный, поэтапный, подход к построению проекта и минимизировать риски.
Автомобильная тематика была выбрана потому, что сами мы находимся в Тольятти, а интернет позволяет строить информационные потоки, не ограничиваясь пространственными рамками. Единственное ограничение – зона .ru, языковая зона.
- Каких целей вы планировали достичь, начиная проект, и каких уже достигли к сегодняшнему дню?
- Создать грамотный автомобильный сайт и войти в лидирующую группу проектов с аналогичной тематикой. Создать финансовый инструмент для получения прибыли, причем, прогнозы специалистов показывали, что эта цель может быть достигнута довольно легко. Однако практика показывает, что легко ничего не дается: на пути мы столкнулись такой массой проблем, о возможности которых в начале и не подозревали. Главная из них – кризис американского рынка высоких технологий, который понизил уровень доверия бизнес-кругов к интернету, в том числе, и в России. Проще говоря, пропала уверенность в том, что в мировую сеть выгодно вкладывать инвестиции. Интернет стали воспринимать как приложение к уже существующему оффлайновому бизнесу. Поэтому сейчас нет возможности работать со всеми партнерами, с которыми было бы перспективно строить отношения, как правило, приходится убеждать людей в том, что интернет – это выгодно.
Вместе с этим, большинство поставленных нами целей достигнуты: мы вошли в десятку самых популярных российских сайтов, посвященных автомобильной тематике. Ladaonline сегодня – самый посещаемый сайт среди сайтов Самарской области, мы лидируем с отрывом в полтора-два раза.
В Москве, которая сейчас является центром ИТ-технологий в России, мы находимся на пятом месте в рейтинге популярных автомобильных сайтов.
Не достигнута одна цель – построить высокодоходный бизнес. Причины этого ясны: интернет пока не стал привычным для российского бизнеса, он не воспринимается как стандартное средство, например, рекламы.
- А что представляет собой интернет-проект в плане финансовых вложений, какая его часть требует наиболее затратна?
- Создать сам по себе сайт в интернете просто: “нарисовать” несколько HTML-страничек, обеспечить хостинг, и при затратах $300-500 иметь свой сайт. Однако домен такого уровня вряд ли станет популярным. Опыт показывает, что все самые посещаемые сайты должны поддерживаться целой командой специалистов, занимающихся контентом сайта, рекламой, программированием. Это и есть самая затратная часть интернет-проекта.
Два года назад минимальный порог “вхождения” в этот бизнес составлял порядка $15-20 тыс., сегодня эта цифра поднялась до $40-50 тыс. Еще раз повторю, что самая дорогая не техническая часть, а то, что называется “human resourse”. Здесь действует также простой закон: чем больше вкладываешь средств, тем быстрее начинает приносить отдачу проект.
На первом этапе в рабочей группе Ladaonline работало около пятнадцати человек, сейчас, когда работа заключается в поддержке уже созданных баз данных, их число сократилось втрое. Ежемесячные раходы на сайт составляют на сегодня порядка $1 тыс.
- А какое вложение ресурсов подразумевает постоянное развитие информационно-аналитического сайта?
- Для того, чтобы постоянно увеличивать аудиторию сайта, необходимо с периодичностью примерно раз в месяц открывать новые разделы, предлагать посетителям новые темы, услуги. Например, сначала мы создали каталог автомобильных сайтов с автоматической регистрацией каждого посетителя, затем открыли виртуальный рынок подержанных автомобилей. Совместно с “Автомобильной торговой компанией” (Москва) мы создали web-автосалон. Сейчас ведется работа для того, чтобы привлечь покупателей, предоставить им как можно больше стимулов пользоваться именно интернет-магазином. Кстати, после запуска этого автосалона к нам поступило еще несколько предложений от автодилеров создать подобный продукт. В перспективе мы видим сеть автосалонов Ladaonline, расположенных в регионах России, продажа автомобилей ВАЗ в которых ведется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми автозаводом.
- Как позиционирует себя Ladaonline по отношению к АВТОВАЗу, ведь у завода есть свой сайт, предназначенный для продвижения вазовской продукции?
- Наш информационный ресурс предназначен для потребителя, точнее, владельца автомобиля ВАЗ. Ladaonline – это независимый бизнес, основанный на автомобильной, вазовской теме. Однако концепция сайта предполагает прежде всего помощь заводу, и ни в коем случае, не противоречие. Просто на одну и ту же проблему у разных людей существуют разные взгляды – и это нормально. К тому же, сама тема вазовских автомобилей противоречива: с одной стороны, “Лада” - самый популярный и покупаемый в России автомобиль, а с другой - объект постоянной критики.
Мы пытаемся подойти к проблеме с практической строны, помочь, подсказать что-то каждому конкретному владельцу автомобиля ВАЗ в его эксплуатации. Для этого мы привлекли ряд специалистов АВТОВАЗа, которые дают рекомендации по вопросам, поступающим от посетителей.
- Эта работа ограничивается частными случаями – “спросили – ответили”, или влечет за собой какие-то позитивные изменения в вопросах качества вазовских автомобилей в целом?
- Был яркий пример с маслом. Долгое время на заводе заливали моторное масло, и ряд заводских конструкторов и технологов об этом даже не имел представления. Поэтому в документации советовалось менять масло через шестьдесят тысяч километров пробега, а реально его приходилось менять уже во время первого ТО. Эта тема была поднята на нашем Форуме, и, начиная с апреля этого года, в автомобили заливают трансмиссионное масло.
- Аудиторию Ladaonline составляют в основном владельцы ВАЗов?
- На девяносто процентов – да. Остальные десять – владельцы иномарок. В день на сайт заходят около пяти тысяч человек. В соответствии с этим выстраивается и аудитория рекламодателей – это дилеры АВТОВАЗа, поставщики автокомпонентов и услуг (последние, кстати, составляют большую часть). Рынок рекламодателей не ограничивается пределами Тольятти, большинство из них – московские компании.
- Каким Вы видите Ladaonline в перспективе?
- Сейчас мы ведем переговоры с редакцией “За рулем-online” о создании совместного проекта. А в целом – Ladaonline ищет стратегического партнера. За последний год мы достигли определенного, достаточно высокого, уровня, сейчас настало время для рефлексии: что сделано и в каком направлении развиваться дальше.
Информационный проект
LADAONLINE
тел. (8482) 390918, e-mail
sts@ladaonline.ru